Агогэ

Спартанские дети

Система воспитания мальчиков в древней Спарте (VIII – IV вв. до н.э.) носила название «агогэ», что значило «унесение».

Взращивание мальчиков в военно-героическом духе считалось привилегией, поэтому распространялось только на детей полноправных граждан Спарты – дорийцев.

Для всех остальных «неспартанских» детей прохождение через эту систему открывало перспективы получения гражданства, поэтому при любой возможности родители отдавали своего сына «на воспитание». Впрочем, «воспитание» — это не совсем правильный термин.

Это была государственная программа, призванная сформировать сильную армию, способную переносить тяжести и лишения долгих завоевательных походов. Этим целям была подчинена жизнь мужчины-спартанца с рождения до старости.

Плутарх в своей работе «Жизнеописание Ликурга» писал о том, что новорожденных мальчиков отцы приносили на совет старейшин. Те осматривали ребенка, и, если он оказывался здоровым, отдавали обратно отцу, чтобы тот кормил его. Вместе с ребенком отцу полагался земельный участок.

Слабых, больных и уродливых детей, по свидетельствам Плутарха, скидывали в пропасть Апофеты. В наши дни ученые доказали, что древнегреческий мыслитель преувеличивал.

Во время исследований на дне ущелья в горах Тайгета детских останков не обнаружено. Спартанцы, случалось, скидывали со скалы пленных или преступников, но детей – никогда.

Младенцы в Спарте росли в жестких деревянных колыбелях. Теплой одежды на мальчиков не надевали. С самых ранних лет их заставляли заниматься физическими упражнениями – бегом, прыжками.

В 7 лет мальчиков забирали из дома в воспитательные дома. Здесь детство их заканчивалось.

В жару и в самые холодные зимние дни они упражнялись на открытом воздухе: овладевали военными навыками, учились обращаться с оружием, метать копье.

Стрижены они были наголо, голову никогда не покрывали, теплая одежда тоже не полагалась.

Спали юные спартанцы на сене или камышах, которые сами должны были себе приносить. Еду часто воспитанники тоже должны были доставать самостоятельно – грабя соседние области. При этом попасться на краже было позором.

За любую провинность, шалость, оплошность мальчиков строго наказывали – избивали бичами.

Так в спартанцах воспитывались сила духа и стойкость. Считалось, что чем строже воспитание – тем лучше для юношей и государства в целом.

Образование в Спарте не ценилось. Воин должен быть не умным, а хитрым. Обязан быть изворотливым, приспособленным к жизни и лишениям.

Спартанцев учили говорить мало и коротко – «лаконично». Воспитание чувств, воображения, учение искусствам – все это считалось тратой времени и отвлечением воина от своего предназначения.

В 18 лет юноша уходил из воспитательного дома. С этого момента он мог не стричь волосы и не брить бороду, но продолжал заниматься военными упражнениями. В 20 лет спартанец переводился в отряд иеренов (юношей).

И хотя он уже был взрослым, до 30 лет по-прежнему находился под присмотром воспитателей и совершенствовал свои навыки в военном мастерстве.

Интересно, что в этом возрасте спартанцы могли жениться, создавать свои семьи, но все еще полностью не принадлежали себе.

Одним из принципов спартанского воспитания юношей было наставничество. Считалось, что опытный муж и воин способен научить молодого гражданина большему, чем официальная наука. Поэтому каждый спартанец зрелого возраста держал при себе мальчика или юношу, помогая развить ему свою гражданскую и военную доблесть.

Воспитание мальчиков

До семилетнего возраста спартанские мальчики считались существами бесполыми, поэтому росли вместе с девочками. По достижении этого возраста их изымали из семьи и отправляли в специальные полувоенные школы-казармы, агелы. Здесь мальчики, а затем и юноши, жили и воспитывались до 18-20 лет.

С момента поступления в агелу начиналось настоящее воспитание спартиатов. Над каждой группой мальчиков стоял надзиратель-контролер (педоном), который имел право за любую провинность наказывать детей кнутами.

Жизнь такого военного «интерната» имела строгий распорядок. Каждый из мальчиков уже был маленьким солдатом, и целью агелы было сделать из ребёнка беспощадного бойца.

Основой спартанского воспитания была физическая культура и военная подготовка. Мальчики целыми днями бегали, прыгали, соревновались в метании копий и дисков, владении луком, мечами и прочим оружием. Воспитание в Спарте было направлено на формирование у детей следующих качеств: умения подчиняться, умения стойко переносить боль и страдания, умения побеждать любыми путями.

Как это «проворачивали» воспитатели? На самом деле, у них была своя довольно жёсткая тактика. Мальчиков разного возраста регулярно стравливали, пытаясь затеять ссору и драку. В процессе противостояния воспитатели отмечали, кто обладает лидерскими качествами, кто — силён, кто — умён, а кто — хитёр и смел. Такие мальчики назначались главными в своей группе и даже имели право наказывать «подчинённых».

А что же грамота? Оказывается, всё было не так плохо. Маленькие спартанцы были грамотны ровно настолько, сколько им нужно было для бытовой жизни. А вот другие науки, не имевшие ничего общего с военной жизнью, из Спарты просто изгнали, причём вместе с преподавателями. 

Воспитательная модель Спарты включала в себя поощрение физического воздействия, отсутствие сочувствия и осуждение слабости. Мальчикам нельзя было жаловаться, нельзя было корчиться от боли, холода и голода. Ходили они бритыми наголо, голыми и грязными. А ещё, что удивительно, позорно было не украсть, а попасться на воровстве! И это было весьма актуально, поскольку мальчики сами добывали себе пропитание всеми возможными путями, а спали на самодельных подстилках (иногда с подложкой из крапивы или тростника).

Первые результаты такого воспитания проявлялись примерно к 14-15 годам. Спартанский мальчик приобретал требуемую твёрдость духа, становился хладнокровным и немногословным. Умение быть сдержанным, скупым на слова и умение не показывать эмоций тоже были принципами спартанской воспитательной модели.

Из единственных культурных моментов воспитания в жизни маленьких спартанцев оставались только музыка и патриотическо-идеологическая поэзия. Мальчики регулярно играли на кифаре и флейте, маршировали под военную музыку и пели военные песни.

Когда заканчивалось воспитание мальчиков? В 18-20 лет молодые люди получали гражданские права и покидали агелу. Самыми успешными признавались те, кто попадал в специальный корпус спартанских всадников — именно из него потом выбирались люди для высших чинов полиса.

7 правил воспитания детей по-спартански:

1. Не пеленайте ребенка, не создавайте для него тепличных условий в комнате. Прививание спартанских навыков начиналось с первых дней жизни ребенка: в младенческом возрасте его никогда не кутали, а когда он подрастал, то его отучали от страха перед темнотой и одиночеством.

2. С первых дней жизни своего чада формируйте у него правильную осанку. Для этого как можно раньше начинайте приобщать ребенка к физкультуре, следите за тем, чтобы он обязательно де­лал утреннюю зарядку, играл в подвижные игры, научился плавать, правильно сидел за столом, готовя уроки. Уже с младенческого возраста спартанских детей приучали к военной выправке, в семье закладывались основы главных качеств будущего защитника государства, которые должны были отличать спартанца от представителей других народов, — сила, выносливость и готовность к преодолению жизненных трудностей.

3. Если здоровье вашего ребенка позволяет, как можно раньше запишите его в спортивную секцию, где под руководством опытных тренеров он будет физически и духовно развиваться. В 7 лет спартанских мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения. Там их воспитанием занимались воины, которые прославились мужеством на поле боя и с которых дети могли брать пример.

4

Закаливайте малыша и не забывайте, что солнце, воздух и вода — ваши первые помощники в этом важном процессе! Закаливание следует начинать не тогда, когда ребенок уже заболел, а с самого раннего возраста, и проводить постоянно или вообще не проводить

5. Не отказывайтесь от помощи и советов старшего поколения в процессе воспитания. Воспитание детей было делом всей спартанской общины. Часто военачальники и государственные деятели вели с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях.

6. Пусть ваш ребенок занимается музыкой и танцами. Правда, спартанцы занимались музыкой и танцами отнюдь не для развития музыкальных и танцевальных способностей. Танец с оружием, исполнявшийся юношами, скорее напоминал боевое упражнение. Его элементами были атаки, прыжки, оборонительные приемы и молниеносные удары — то есть все, что требовалось воину во время боя.

7. Воспитывайте у ребенка желание постоянно повышать свой интеллектуальный, культурный и физический уровень. В Спарте только после 30 лет по закону заканчивался процесс государственного образования, так как этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов.

Воспитание девушек в Спарте мало чем отличалось от воспитания юношей. Девушки воспитывались дома, но в их воспитании на первом месте были физическое развитие и военная подготовка. По достижении определенного возраста им разрешалось принимать участие в военных походах.

По материалам: ped-kopilka.ru, justlady.ru

Образование девочек

Рисунок тока женских бронзовая Пелопоннесская стиль вторая четверть V — го  века  до нашей эры. Нашей эры , Лувр .

Спарта также отличается от других городов тем, что образование девочек является предметом такой же заботы, как и образование мальчиков. Основанный в архаический период, он продолжался в классический период, был прерван в эллинистический период и, вероятно, возобновился в римский период. Цель состоит в том, чтобы спартанские женщины-матери могли производить на свет здоровых и сильных детей, будущих солдат или будущих матерей. Все девочки получают образование. В отличие от мальчиков, они остаются в семейном доме и поэтому имеют некоторую форму досуга и уединения.

Культурное образование

Часть этого времени они проводят, изучая mousikē , то есть музыку, танцы и стихи, вероятно, от своей матери и других женщин, связанных с ними. В архаический период Спарта также привлекала поэтов, таких как Алкман , которые учили молодых девушек участвовать в хоре. В классический период мы знаем несколько примеров женщин, умеющих читать и писать. Анекдот , связанный Геродот говорит , что это дело Горго , дочери царь Клеомен I ст и жена Леонид  : когда король Демарат , изгнанный из Ксеркса I эр , хочет предотвратить грек от угрозы на них он посылает секретное послание Спарте в виде восковой таблички. Горго пришла в голову идея поцарапать воск, чтобы раскрыть реальное послание, выгравированное на дереве. Не указано, читает ли он сообщение на самом деле или нет. Согласно другим анекдотам — которые касаются ее самой или спартанских женщин в целом — кажется, однако, что она умеет читать. Плутарх также цитирует письма, отправленные спартанскими матерями своим сыновьям-солдатам. Хотя назидательное содержание этих писем может показаться сомнительным, кажется разумным, что матери и сыновья переписываются письменно во время конфликтов.

Мы знаем двух спартанских поэтов, оба из архаического периода: Мегалострата , цитируемого Алкманом, и Клитагора, упомянутого Аристофаном и Кратиносом . В античные времена, Chilonis , дочь Чилон , один из семи мудрецов , был один из учеников Пифагора и Jamblique упоминает 17 или 18 Spartan пифагорейцев , то есть треть учениц процитированы.

Девочки разучивают музыку: вотивные фигурки изображают женщин, играющих на духовых, струнных или ударных инструментах. Песню учат вместе с поэзией, и в отрывке из Алкмана молодые девушки замечают, что, хотя они поют не так хорошо, как русалки , у них все же красивый голос. Хор партеноев (молодые девушки) также танцуют во время крупных религиозных праздников. Таким образом, Аристофан описывает молодых девушек, танцующих на берегу Еврота в честь Аполлона Амиклеена, Афины Халкиоикос и Диоскуров .

Физическая культура

Как и мальчики, девочки в Спарте получали физическое воспитание. Ксенофонт прослеживает институт тренировок девочек и их соревнования до Ликурга . Еврипид цитирует борьбу, бег и метание копья; Плутарх добавляет к списку метание диска. Феокрит заставляет молодого спартанца сказать: «Мы бежим по одной и той же дороге, и мы натираем нефть, как мужчины, на берегах Еврота. »

Мы пытаемся бороться с женскими чертами (грация, культура), чтобы укрепить тело. Спартанские женщины обычно носят архаичные πέπλος  / peplos , не сшитые сбоку, что вызывает насмешки и резкие комментарии со стороны греков , особенно афинян, которые называют их lesαινομηρίδες  / phainomêrides , «те, кто обнажает бедра». Они тренируются полностью обнаженными, как и мужчины, включая пожилых и беременных женщин.

Особенности спартанского воспитания

Как и любая другая методика, спартанское воспитание имеет свои особенности. Оно берёт начало с античных времён, когда таким образом народ Спарты воспитывал будущих воинов. В наши дни методика тоже пользуется популярностью, потому что некоторые отцы считают, что только так можно взрастить настоящего мужчину. Главными принципами системы являются:

  • строгая дисциплина;
  • воспитание детей в коллективе;
  • физические нагрузки;
  • закаливание тела;
  • телесные наказания;
  • уважение и беспрекословное подчинение старшим;
  • наставничество;
  • обучение практическим навыкам жизни.

Однако спартанская женщина не должна была быть подобной мужчине. Чтобы исполнять свои основные задачи рожать здоровых детей и вдохновлять своего мужчину на подвиги, в женщине ценились такие качества:

  • нравственность;
  • умение вести хозяйство;
  • супружеская верность;

Благодаря этому, женщины спартанского общества были более свободными, чем в соседних государствах. Они принимали активное участие в общественной жизни, не были обделены в правах, но и не были распущенными. Супружеские отношения между спартанцами носили оттенок романтичности и рыцарства.

Ещё одна особенность спартанского воспитания заслуживает внимания. Это преемственность поколений, которая выражалась с помощью наставничества. Каждый зрелый воин имел одного или нескольких учеников, которых он обучал в индивидуальном порядке. Им он передавал свои знания и накопленный годами опыт.

Это было очень полезно для молодых юношей, поскольку формировало в них уважение к старшим и смирение.

Спартанская система

Spartan общество желательно, чтобы все граждане мужского пола становятся успешными солдатами с выносливостью и навыками , чтобы защитить их полисом как члены фаланги Spartan . Существует заблуждение, что спартанцы убивали слабых детей, но это не так. Это был слух, начатый Плутархом , греческим историком. После обследования совет либо постановил, что ребенок годен к жизни, либо отклонил бы ребенка, приговаривая его к смертной казни через оставление и разоблачение.

Agoge

Военное господство было чрезвычайно важным для спартанцев Древней Греции. В ответ спартанцы структурировали свою образовательную систему как крайнюю форму военного учебного лагеря, которую они назвали агоге . Погоня за интеллектуальными знаниями считалась тривиальной, и поэтому академическое обучение, такое как чтение и письмо, было сведено к минимуму. Жизнь спартанского мальчика была почти полностью посвящена его школе, и у этой школы была только одна цель: создать почти нерушимую спартанскую фалангу . Формальное образование для спартанского мужчины началось примерно в возрасте семи лет, когда государство изъяло мальчика из-под опеки его родителей и отправило его жить в бараке со многими другими мальчиками его возраста. Во всех смыслах бараки были его новым домом, а другие мужчины, жившие в бараках, — его семьей. В течение следующих пяти лет, примерно до двенадцати лет, мальчики ели, спали и тренировались в своей казарме, а также получали инструкции от взрослого гражданина мужского пола, который завершил всю свою военную подготовку и прошел боевой опыт.

Инструктор подчеркивал дисциплину и упражнения и следил за тем, чтобы его ученики получали мало еды и минимум одежды, чтобы заставить мальчиков научиться добывать корм, воровать и переносить сильный голод, и все это было бы необходимыми навыками в ходе обучения. война. Те мальчики, которые пережили первый этап обучения, переходили на второй этап, на котором наказания становились более суровыми, а физическая подготовка и занятия спортом почти непрерывными с целью наращивания силы и выносливости. На этом этапе, который длился до тех пор, пока мужчинам не исполнилось восемнадцать лет, боевые действия внутри отряда поощрялись, проводились имитационные бои, хвалились акты храбрости и сурово наказывались признаки трусости и непослушания.

Во время имитационных сражений молодые люди были сформированы в фаланги, чтобы научиться маневрировать, как если бы они были одним целым, а не группой людей. Чтобы быть более эффективными и действенными во время маневров, студенты также обучались танцам и музыке, потому что это улучшило бы их способность изящно двигаться как единое целое. К концу этой фазы спартанского воспитания , обучаемые должны были выследить и убить илот , греческий раб. Если его поймают, студент будет осужден и наказан — не за совершение убийства, а за его неспособность завершить убийство незамеченным.

Эфеб

Студенты заканчивали агоге в возрасте восемнадцати лет и получали титул эфебов . Став эфебом , мужчина клялся в строгой и полной преданности Спарте и присоединялся к частной организации, чтобы продолжить обучение, в котором он будет соревноваться в гимнастике, охоте и выступлениях с запланированными боями с использованием настоящего оружия. Через два года, в возрасте двадцати лет, это обучение было закончено, и теперь взрослые мужчины официально стали считаться спартанскими солдатами.

Воспитание спартанских женщин

Спартанские женщины, в отличие от своих афинских сверстниц, получали формальное образование, которое находилось под наблюдением и контролем государства. Большая часть государственного образования, полученного спартанскими женщинами, была связана с физическим воспитанием. Примерно до восемнадцати лет женщин учили бегать, бороться, метать диск, а также метать копья. Навыки молодых женщин регулярно проверялись на соревнованиях, таких как ежегодные соревнования по бегу в Герее Элис. В дополнение к физическому воспитанию молодых девушек также учили петь, танцевать и играть на инструментах, часто путешествующие поэты, такие как Алкман или пожилыми женщинами в полисе . Спартанская образовательная система для женщин была очень строгой, потому что ее цель состояла в том, чтобы обучать будущих матерей солдат, чтобы поддерживать силу фаланг Спарты, которые были важны для спартанской обороны и культуры.

Общие черты спартанской модели воспитания

Оказывается, школьные представления о спартанской системе воспитания — не мифы и не домыслы. Детям, рождённым в Спарте, было тяжело с первого дня рождения. Однако жаловаться им не приходило в голову, поскольку воспитательная система всем спартанским обществом воспринималась как самая правильная и неукоснительная — выбора не было ни у кого.

Почему так сложилось? Спарта была крупным древнегреческим полисом, консервативной и воинственной территорией, что и определяло её взгляды на воспитание детей.

Главной особенностью спартанской «педагогики» был вопрос признания права ребёнка на жизнь: он решался буквально с первой секунды его появления на свет. Однако то, будет ребёнок жить или нет, решали не отец и не мать. 

Сразу после рождения младенца относили на место, которое называлось «лесха». Здесь заседали старейшины и главы спартанских общин, которые осматривали новорождённого и выдавали свой вердикт: крепким и хорошо сложенным малышам (вне зависимости от пола) разрешалось остаться в Спарте. Слабых, болезненных, травмированных, имеющих физические недостатки и безобразных по спартанским канонам бросали в расщелину Апофеты. Считалось, что раз сама природа не наделила новорождённого силой и здоровьем, то и Спарте он не нужен.

Кстати, новорождённых спартанских малышей женщины по обычаю обмывали не водой, а крепким вином. Дети со слабым здоровьем сразу погибали, а здоровых, как считалось, это закаляет сильнее.

В основе спартанского воспитания лежал принцип, что милосердие и сердоболие — вещи ненужные и даже вредные. Даже к собственным детям спартанцы не испытывали родственной нежности. Происходило так потому, что в Спарте сострадание воспринималось как слабость, а вот беспощадность к себе и к другим — как норма.

По спартанским же законам в семье можно было воспитывать только одну девочку. «Лишних» дочерей оставляли в лесу или в горах, полагаясь на волю случая.

Был ли плюс у такого спартанского «отбора»? Минимальный, но всё-таки был. Оказывается, в Спарте не было брошенных детей (как мальчиков, так девочек). Малыши, чья жизнь была буквально одобрена лидерами общин, окружались заботой полиса. Спарта следила, чтобы родители тщательно выполняли свои обязанности — и горе тем, кто не уделял воспитанию потомков достаточно времени и сил!

Сразу после «одобрения» старейшинами ребёнок возвращался в свою семью. Здесь он рос до семи лет. Воспитанием маленького спартанца до этого момента сначала занимались кормилицы, а потом родители. В отличие от афинской системы воспитания, где за детьми до 7 лет следили рабы (педагоги), в Спарте это было запрещено. Считалось, что подневольный раб не может вырастить вольного спартанца, а ведь именно в младшем возрасте закладываются основы будущего характера.

Всех без исключения спартанских малышей растили неприхотливыми. Младенцев не пеленали (ребёнок должен был давать свободу движениям), не оберегали от темноты и разных страхов, не баловали, не потакали детскому плачу. Малыши в Спарте не были переборчивыми в еде и не боялись оставаться одни, а  спали в жёстких деревянных кроватках.

Вне зависимости от времени года спартанские дети купались в холодной воде. Согласно местным традициям воспитания, ребёнок даже в морозы должен обходиться без обуви и желательно без одежды. К сожалению в результате многие дети зиму просто не переживали из-за бронхита, пневмонии и иных болезней.

Как таковых игр у спартанских детей не было. Поскольку Спарта, по сути, являлась военным городом-государством, то дети развлекали себя только оружием, спортивно-соревновательными или военными играми.

Основные этапы, которые проходили будущие воины

Цель спартанских лагерей, куда попадали чуть повзрослевшие мальчики, – это воспитание сильных, бесстрашных, мужественных воинов. Всю эту систему в Древней Спарте можно условно поделить на три этапа.

Начиная с семилетнего возраста, мальчики уходили в специальные лагеря, которые имели начальную военную направленность, где их обучали этому мастерству. Это был первый этап

Здесь детей учили минимальной грамоте (письмо, чтение), особое внимание уделяли способности слушать собеседника и лаконично высказывать свои мысли. На этом начальном этапе также проходил отбор лучших

Делалось это путем создания искусственных ссор, которые доходили до драк между учениками. Воспитание детей заключалось также в необходимости воровать еду. Но делать это нужно было так, чтобы остаться незамеченным. Те, кому этого сделать не удалось, получали наказание в виде ударов розгами. С каждым годом условия пребывания в лагере становились все жёстче и суровей. В 14-летнем возрасте детей подвергали сложным и мучительным физическим испытаниям. Это было своего рода посвящение в эйрены. До 15 лет детей проверяли в спартанских отрядах.

  • Начиная с 15-ти летнего возраста и до достижения 20 лет, молодых парней учили не только грамоте, но и азам музыки и пения. Но при этом воспитание продолжало ужесточаться. Еда добывалась полностью самостоятельно учениками. Если это по каким-либо причинам у них не получалось, и воспитанник оставался голодным, его жестоко наказывали бечёвками.

    Нередко такие издевательства заканчивались гибелью молодого спартанца. Но те, кто смог добиться успехов в учебе и военном деле, уже к 20 годам посвящали в воины и выдавали полное вооружение.

  • В возрасте 20–30 лет уже возмужавшие спартанцы становились полноправными членами военной общины, владели в совершенстве несколькими видами оружия, хорошо показывали себя в бою.

Пик пройден, и дальше начнем глупеть?

Возможно, прочитав все эти истории, у вас в голове сформируется серьезный вопрос: а все ли с нами в порядке? Мы уделяем столько внимания вопросам, которые никак не влияют на нашу жизнь, но при этом наш, казалось бы, высокий IQ не помогает решать самые насущные проблемы человечества.

В чем дело? Может быть, мы прошли вершину, и дальше человечество начнет все больше и больше глупеть?

С тех пор как более 100 лет назад был изобретен тест на интеллектуальные способности, наш IQ постепенно и неуклонно рос

Но — внимание! — это, кажется, не продлится долго, предупреждает обозреватель BBC Future Дэвид Робсон

Самые последние данные говорят о том, что тенденция замедляется и, возможно, даже дает обратный ход. Что это может означать для будущего человечества? Пожалуй, это самая пугающая история из всех…

Библиография

Вторичные источники

  • Картледж, Пол (2001). Спартанские размышления . Лондон: Дакворт. ISBN  0-7156-2933-6 . OCLC 45648270
  • Кристесен, Пол (2017). Спарта и легкая атлетика . В Спарте , под ред. Антон Пауэлл. John Wiley & Sons, Ltd., стр. 534-564 ISBN  978-1-119-07237-9
  • Деверо, Брет (16.08.2019) Собрание абсолютной педантичности. Проверено 19 марта 2021.
  • Додд, Дэвид (2013). Посвящение подростков в мифах и трагедиях: переосмысление Черного охотника . В посвящении в древнегреческих ритуалах и рассказах: новые критические перспективы . Рутледж. С. 71–84. ISBN  978-1-135-14365-7 .
  • Дукат, Жан (2006). Спартанское образование: молодежь и общество в классический период . Эмма Стаффорд, Памела-Джейн Шоу, Антон Пауэлл. Суонси: Классическая пресса Уэльса. ISBN  1-905125-07-0 . OCLC 76892341
  • Фигейра, Томас (2017). Илотаж и спартанская экономика . В Спарте , под ред. Антон Пауэлл. John Wiley & Sons, Ltd., стр. 565-595. ISBN  978-1-119-07237-9
  • Ходкинсон, Стивен (1996). «Агоге». В Хорнблауэре, Саймон (ред.). Оксфордский классический словарь . Издательство Оксфордского университета .
  • Ходкинсон, Стивен (2003). Социальный порядок и конфликт ценностей в классической Спарте. В Спарте , изд. Майкл Уитби. Тейлор и Фрэнсис. С. 104-130. ISBN  978-0-415-93957-7
  • Кеннелл, Найджел (2017). Спартанская культурная память в римский период. В Спарте , под ред. Антон Пауэлл. John Wiley & Sons, Ltd., стр. 643-662. ISBN  978-1-119-07237-9
  • Кеннелл, Найджел М. (1995). Гимназия добродетели: образование и культура в древней Спарте . Чапел-Хилл: Университет Северной Каролины Press. ISBN  0-585-03877-5 . OCLC 42854632.
  • Пауэлл, Антон (2017). Спарта: реконструкция истории из тайны, лжи и мифов. В Спарте, под ред. Антон Пауэлл. С. 1-28. ISBN  978-1-119-07237-9
  • Ребених, Стефан (2017). Прием Спарты в Германии и немецкоязычной Европе . В Спарте, под ред. Антон Пауэлл. John Wiley and Sons, Ltd., стр. 685-703 ISBN  978-1-119-07237-9
  • Ричер, Николас (2017). Спартанское образование в классический период. В Спарте, под ред. Антон Пауэлл. John Wiley & Sons, Ltd., стр. 525-542. ISBN  978-1-119-07237-9
  • Рош, Хелен (2013). Немецкие дети Спарты — идеал древней Спарты в Королевском прусском кадетском корпусе, 1818-1920 гг., И в националистически-социалистических элитных школах (Наполас), 1933-1945 гг . Суонси: Классическая пресса Уэльса. С. 32–35. ISBN  978-1-910589-17-5 . OCLC 1019630468.
  • Скэнлон, Томас Фрэнсис (2002). Эрос и греческая легкая атлетика . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-534876-7 . OCLC 316719681.
  • Стюарт, Дэниел (2017). От Лейктры до Наби, 371–192. В Спарте , под ред. Антон Пауэлл. John Wiley & Sons, Ltd., стр. 374-402. ISBN  978-1-119-07237-9
  • Тазелаар, CM (1967). «ΠAIΔEΣ KAI EΦHBOI». Мнемозина . 20 (2): 127–153. DOI : 10.1163 / 156852567X01473. ISSN 0026-7074.
  • Видаль-Наке, Пьер (1981). Le chasseur noir: formes de penseé et formes de société dans le monde grec . Париж: Ф. Масперо. ISBN  2-7071-1195-3 . OCLC 7658419.

Основные источники

  • Берве, Гельмут (1937). Спарта . Мейерс Кляйне Хандбюхер, 7. Лейпциг: Bibliographisches Institut AG.
  • Щепанский, Пол Фон (2018). Spartanerjünglinge: Eine Kadettengeschichte in Briefen . Забытые книги. ISBN  978-0-332-04519-1 .
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector