Как научить ребенка скорочтению в 1-2 классе: слоговая таблица и другие упражнения по технике быстрого чтения

Что тормозит чтение

Попытки научить своего ребенка быстро читать, могут столкнуться с рядом трудностей. Основными из них являются:

  • Артикуляция. Проговаривание прочитанное про себя. Это явление применимо и к большинству взрослых людей. Они поступают таким же образом. Этот эффект — привычка, от которой сложно избавиться.
  • Глаз не имеет достаточный угол обзора. Человек видит только ту область, куда падает его глаз и небольшую область вокруг.
  • Регрессия. Это популярный недостаток, влияющий на скорость чтения.

Все методики скорочтения, снижаю влияние этих факторов, ведет к увеличению скорости чтения.

Ограниченное поле зрения

Широкий угол зрения сокращает поиск нужной фрагмента в тексте. Назывется этот угол полем зрения, которое можно расширить специальными упражнениями – таблицы Шульте

Работы сними способна развить параллельное внимание – символы, которые находятся в поле зрения, понимаются читающим одновременно, а пересчитываются при этом последовательно

Главное при этом смотреть в центр таблицы, а видеть цифры, расположенные по ее краям. При регулярных занятиях, увеличивается скорость чтения, за счет развития периферийного зрения, то есть человек видит больше текста. Маленький угол дает возможность видеть только один фрагмент страницы текста.

С какого возраста можно обучать скорочтению детей?

Прежде, чем начать обучаться скорочтению, ребенок должен научиться правильно читать. Человек вначале учится медленно ходить, а только затем бегает, медленно ездить, а лишь потом, когда навык будет отточен до идеала, — участвует в соревнованиях.

То же самое и с чтением: прежде, чем учиться читать быстро, необходимо научиться читать качественно, осознанно воспринимая информацию. Кроме того, должен полностью сформироваться речевой аппарат.

В противном случае ребенок, стараясь прочитать быстрее, будет попросту «проглатывать» части слов, и эта привычка так и останется на всю жизнь. В общем, скорочтению рекомендуют начинать учиться не ранее достижения возрастной планки в 14 лет.

Обучение и скорочтение: типичные ошибки взрослых

Всем заботливым родителям хочется, чтобы их чадо опережало сверстников в развитии или хотя бы соответствовало нормам. Иногда взрослые самостоятельно берутся за обучение чтению, чем допускают маленькие, но серьезные ошибки, которые только отодвигают детей назад.

Типичные ошибки взрослых:

  • Обучение малышей названию, а не произношению буквы. Если ребенок будет говорить «мэ» вместо звука «м», то ему будет сложно читать даже простые слова.
  • Перечисление букв вместо прочтения слогов. Иногда родители рано начинают радоваться успехам своих детей. Они не замечают, как их чадо просто перечисляет буквы вместо соединения их в слоги. Так, между произношением «м, а, м, а» и «ма-ма» есть существенная разница, которую нужно вовремя заметить.
  • Неправильная установка. «Прочти этот текст – и потом будешь свободен», «если прочитаешь вот этот абзац – дам поиграть на телефоне» и подобные выражения снижают у ребенка интерес к чтению.
  • Чрезмерно длительные занятия. Редкие и долгие уроки утомят и ребенка, и взрослого. Лучше часто читать краткие тексты, чем подолгу страдать над одним текстом раз в 1-2 недели.
  • Угрозы и требования. «Тебе уже 7 лет, ты должен это знать», «а твоя подруга Маша уже прочитала этот текст» – это фразы, которые формируют у малыша комплекс неполноценности. Каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе. Никогда не забывайте об этом!

Первые попытки сформировать у ребенка навыки чтения не всегда бывают успешными, но, читая о типичных ошибках взрослых, родитель научится обходить опасности.

Скорочтения для детей старше 8 лет

Упражнения, которые используются для обучения технике скорочтения рассчитаны на определенный возраст ребенка. Для детей 8-10 лет существуют свои упражнения. Их можно выполнять в домашних условиях с помощью родителей. Также они используются в специализированных центрах, которые обучают данному навыку.

Вставляем буквы

Это упражнение улучшает зрительную память ребенка, учит его проводить анализ прочитанного, развивает навык соотносить первые и последние буквы слова и создавать в голове визуальный образ прочитанного. Так он лучше запоминает, что он прочитал.

На листе бумаге распечатывает фрагмент текста, в котором пропускаются гласные буквы. Школьник должен их восстановить. На эту задачу должно уйти не более 3-5 минут (текст в 3 предложения средней длины). Постепенно задание усложняется – пропускаются целые слова, словосочетания, укорачивается отведенное время.

Исправляем ошибку

Педагог или взрослый, при чтении книги, намеренно допускает ошибки, а ребенок должен указать на нее и исправить. Можно менять окончания, суффикс, неправильно расставлять ударения.

Ищем строчку

Учащийся должен найти на странице текста, все слова, начинающиеся на указанную взрослым букву

Это тренирует внимательность и способность концентрировать внимание

Читаем на скорость

Ученик сам проводит замер своей скорости чтения и ведет записи своих достижений. Во втором классе, скорость должна быть около 70 слов и к третьему вырасти до 100.

Спрятанные слова

Это занятие напоминает чтение по анаграммам. Ребенок должен составить слова из букв, нарисованных на карточках. На начальных этапах, лучше ему дать список спрятанных слов. По мере получения успехов, это делать не обязательно. Карточки можно распечатать на принтере на обычной бумаге или наклеить их на картонное основание.

Цели и задачи курса

Данный курс предназначен для овладения навыком быстрого чтения, что необходимо для повышения эффективности изучения интернет-ресурсов, информационных статей, газет, журналов, художественной и научно-популярной литературы, учебников и т.д.

Однако скорочтение имеет и некоторые другие преимущества, и наш курс позволит вам воспользоваться ими в полной мере. Наряду с собственно повышением скорости чтения наш курс поможет вам:

1 Больше запоминать. Мы не гарантируем, что вы сможете запомнить любую книгу от корки до корки. Но мы обещаем, что при надлежащих тренировках вы научитесь запоминать все, что будет казаться важным, по мере знакомства с информацией. Кроме того, вы будете легко отсеивать ненужное и быстро выделять самое главное.
2 Лучше концентрироваться. Ни одно дело не будет сделано толком, ни одна книга не принесет пользы, если ваши мысли заняты чем-то посторонним. Осваивая методы скорочтения, вы будете работать и над своей способностью сосредотачиваться на конкретной задаче. Впоследствии это пригодится в любой области.
3 Экономить время. Сегодняшняя жизнь не дает поблажек никому, и порой не хватает времени не просто почитать, но даже отдохнуть. Если же вы научитесь быстрее обрабатывать информацию, вы сможете высвободить львиную долю времени, которое уже можно будет уделить себе, любимым занятиям, близким и семье.
4 Обрести карьерное преимущество. Умея читать эффективнее, вы сможете быстрее осваивать профессиональную литературу, запоминать больше полезных для работы данных, в нужный момент доставать их своей памяти. Обладая такими навыками, вы автоматически становитесь на голову выше своих конкурентов.
5 Повысить уровень эрудированности. Чем больше человек читает, тем больше он знает и тем интереснее он как личность – это и есть эрудиция. Вы сможете легче находить общий язык с окружающими, поддерживать любые беседы, заслужить славу отличного собеседника, что привлечет в вашу жизнь больше интересных людей и знакомств.

Это лишь самые очевидные преимущества скорочтения, а по мере прохождения курса и применения знаний на практике вы будете отмечать и другие бонусы владения таким ценным навыком. И теперь давайте более детально поговорим о том, что вообще такое скорочтение и кому и где оно может пригодиться.

Фундамент быстрого чтения

У ребёнка необычайно сильна образная память. Для восприятия информации и активизации познавательной способности нужно развивать воображение школьника, так как яркие образы помогают лучше запомнить материал. Тренированное воображение – значительный шаг на пути к успешному обучению в школе.

Скорочтение развивает концентрацию внимания, организованность, что способствует длительному запоминанию и лучшему восприятию сути материала.

Скорость достигается благодаря умениям:

  • Распознавание слов без проговаривания.
  • Отказ от механического повторения.
  • Увеличение зрительного восприятия.
  • Концентрация внимания.
  • Сканирование читаемого текста.

Как освоить скорочтение в домашних условиях

Сейчас есть большое количество специализированных курсов, которые обучают этому навыку. Длительность программы может составлять 2-6 месяцев. Можно найти бесплатные курсы и в интернете, для этого есть специализированные сайты, на которых подробно выложены программы обучения.

Можно ли научиться скорочтению дома – вопрос очень сложный и во многом зависит от ребенка и его способностей. Учиться в реальных условиях для школьника будет проще, так как у детей в этом возрасте развить соревновательный признак. Многим детям заниматься легче под присмотром педагога, который может подсказать, направить и помочь в этом.

Советы великих людей

Многие известные деятели владели навыком скорочтения. Иосиф Сталин имел огромную библиотеку и за один вечер прочитывал по 500 страниц. Теодор Рузвельт мог без проблем за один присест прочесть целую книгу. Наполеон Бонапарт, Адольф Гитлер, Джон Кеннеди, Карл Маркс — эти имена на слуху у каждого, все они были высокообразованными людьми, оставили после себя глубокий след в истории и огромное количество трудов.

Все эти личности обладали навыком быстрого чтения. Каждый пользовался своими методами, которые нам стоит взять на вооружение.

  • Максим Горький: чтение по диагонали. Писатель будто не читал, а скользил по страницам, ведя взгляд из верхнего левого угла в нижний правый. Это позволяло ему выхватывать ключевые слова и составлять из них целостную картину. Научиться этой методике можно упорными тренировками, но результат превзойдет все ожидания.
  • Оноре де Бальзак: из слова в целую фразу. Бальзак развил скорость постигать смысл до скорости, соответствующей скорости глаза. Одновременно он мог охватить 7-8 строчек и понять их суть в прямом смысле “в мгновние ока”. Часто одно-единственное слово позволяло усвоить смысл целой фразы.
  • Адольф Гитлер: избирательность. Политический деятель имел свою систему скорочтения. Знакомство с книгой он начинал с самого конца, оценивая, стоит ли этот труд его внимания. Книги должны были содержать факты, которые он должен был иметь наготове в качестве доказательства и собственной защиты. Если книга представляла для него интерес, то каждый день рано утром или поздно вечером он ее прорабатывал.

Помните, что лучший метод не тот, который пользуется популярностью, а тот, которые помогает именно Вам. Вы вполне можете самостоятельно разработать собственную методику скорочтения и использовать ее в качестве проверенной схемы.

Как повысить скорость чтения

Высокая скорость чтения теряет свою ценность, если дети не понимают и не усваивают прочитанное. При развитии навыка скорочтения задача не просто научить ребенка читать быстро, но и запоминать информацию, логично и связно ее воспроизводить, уметь выделять главное и отвечать на вопросы по тексту.

Для развития навыков с ребенком следует заниматься регулярно, занятия должны быть строго структурированы, методика хорошо изучена и усвоена для начала самим взрослым

Особое внимание обращают на следующие моменты:

Развитие предугадывания текста (антиципации). Когда читает взрослый человек, он предугадывает слова, следующие друг за другом. Прочитывая первый слог, он уже понимает все слово. Ребенок же читает именно слоги, все силы его направлены на соединение звуков, поэтому чаще всего он затрудняется даже назвать слово, которое только что прочитал.

Развитие памяти и внимания. Много сил нужно потратить на формирование интеллектуальной составляющей

Важно ускорить мыслительные процессы, чтобы мысли «опережали» напечатанные слова.
Формирование интереса к чтению. Для этого родители сами должны любить чтение

Если ребенок не видит взрослых с книгой, взяться за нее самому желание у него вряд ли возникнет. Нужно читать при ребенке, ребенку и вместе с ним. Выбирают книги, которые будут интересны школьнику: сначала это сказки, потом – приключенческая литература и книги о животных, постепенно прививается любовь к классической литературе.
Полноценное физическое развитие и развитие мелкой моторики. Доказано, что от моторики зависит речь малыша. Занятий очень много, и практически все они будут интересны. Можно перебирать мелкие бусины и нанизывать их на нитку, лепить из пластилина, собирать мозаику и пазлы, девочкам – шить, вязать и вышивать, мальчикам – заниматься с конструктором или робототехникой.

Некоторые родители заставляют прочитывать по несколько страниц в день для того, чтобы выработать навык быстрого чтения. Это действительно работает. Чем больше ребенок читает, тем шире его словарный запас, развивается так называемое интуитивное чтение. Но работает это только с детьми, которые хотят и любят читать. Если ребенок не вникает в смысл, не пытается узнать значение новых слов, он не просто не научится быстро читать, но даже не запомнит то, о чем только что прочитал.

Педагоги советуют не предъявлять определенных требований и не давать нормативов при прочтении книг. Школьник должен читать столько, сколько он того захочет. А вот вызвать интерес и пробудить желание – это уже задача родителей. Не последнюю роль здесь играет выбор литературы.

Таблица Шульте

Таблицы Шульте считаются одним из наиболее эффективных тренажеров для улучшения периферического зрения, внимания, памяти. Соответственно, они помогают научиться быстро читать, легко отыскивать нужную информацию в тексте и развивают психическую устойчивость к внешним раздражителям во время работы. Они представляют собой табличку, в которой произвольно расположены цифры или буквы, одного или нескольких цветов в зависимости от уровня сложности. Распечатать стоит сразу несколько видов таблиц.

Таблица Шульте №2

Наиболее распространенный вариант таблицы: 5 столбцов и 5 строк, а в ячейках находятся числа от 1 до 25.

Обратите внимание! Во время работы с таблицами Шульте наиболее важную роль играют два пункта: скорость нахождения всех чисел в порядке возрастания (или убывания в зависимости от задания) и правильность выполнения упражнения. Только в этом случае будет положительный эффект от тренировок, и периферическое зрение будет улучшаться

Таблицы Шульте успешно применяются как в индивидуальном порядке, так и массово, например, на коллективных тренингах. Наиболее быстрый и заметный эффект такая тренировка дает развивающемуся организму, то есть, детям, для которых разработаны специальные видоизмененные таблички.

Зрение человека работает таким образом, что наиболее точная его концентрация приходится на центральную зону сетчатки. Периферические же зоны работают гораздо менее эффективно, из-за чего угол и ширина обзора у человека несколько ограничены.

С помощью таблиц Шульте человек развивает несколько навыков:

  • Периферическое зрение (благодаря чему увеличивается объем фрагмента, который человек воспринимает при чтении);
  • Параллельность восприятия (с помощью таблиц мы учимся одновременно оценивать все ячейки, выбирая нужную, благодаря чему, впоследствии человек будет воспринимать информацию не последовательно — одну часть за другой, а одновременно несколько фрагментов);
  • Стрессоустойчивость (тренировка с таблицами, особенно, если проводить ее в шумном месте или с какими-либо отвлекающими звуками, например, музыкой, позволяет улучшить концентрацию внимания в стрессовых условиях, что значительно повышает трудоспособность);
  • Скорочтение (благодаря более расширению периферического зрения, человек увеличивает объем текста, который видит, что позволяет ему читать гораздо быстрее);
  • Быстрый поиск информации (работа с таблицами учит взглядом в одну точку охватывать большой объем текста, благодаря чему найти нужную информацию в огромном блоке становится значительно проще).

Прохождение теста также позволяет оценить текущие навыки, чтобы понять, требуется ли их улучшение.

Особое значение имеет работа с таблицами Шульте при общих тренингах нейролингвистического программирования. За счет упражнений повышается трудоспособность работников, а также их умение и скорость выполнения последовательных действий. То есть, таблицы учат человека отключать свое критическое восприятие действительности и переходить в несколько апатичное состояние, что идеально подходит для работы с логически последовательными операциями.

Важно! Подобные таблицы можно найти и в интернете. Однако онлайн интерпретация результатов часто бывает неточной

Обучение скорочтению хоть и не обязательная часть обучения чтению. Быстрое чтение и усвоение информации поможет сэкономить время в будущем и иметь при этом хорошие результаты. Система правил и упражнений поможет быстро обучиться скорочтению, затрачивая минимум усилий. А таблицы Шульте сделают процесс не только эффективным, но и приятным.

Что тормозит чтение?

В людях заложен потенциал для чтения текстов с высокой скоростью, однако не каждый преодолевает ограничения, выставляемые организмом и препятствующие этому. Проблемы кроются в наших собственных:

глазах, охватывающих достаточно небольшую часть текстового поля и постоянно возвращающихся к уже прочитанному;
языке, двигающемся при чтении (пусть даже про себя) текста;
мозге, который не имеет четкой стратегии и нередко не позволяет концентрировать внимание по полной.

Проговаривание текста при чтении «про себя», или субвокализация

Обучение чтению в детстве начинается с побуквенного проговаривания слов. Впоследствии процесс ускоряется, и человек становится в состоянии распознавать целое слово без дробления его на составляющие, однако привычка произносить слова у большинства все равно остается.

Даже несмотря на то, что слова проговариваются про себя, это все равно серьезно сказывается на скорости чтения. Обусловлено это переходом к следующему слову только после того, как предыдущее произнесено.

Полностью искоренить эту привычку крайне сложно, однако можно существенно ослабить ее негативное влияние. Для этого необходимо либо считать слова вместо того, чтобы их проговаривать, либо читать в более высоком темпе, чтобы внутренний голос попросту не успевал этого делать.

Регрессное чтение

Под регрессией в данном случае подразумевается непроизвольный возврат взгляда к тому месту, которое только что было прочитано. Данное явление обусловлено наличием отвлекающих факторов, низкой концентрацией внимания, а также недопониманием прочитанного. Наиболее простой способ решения проблемы – использование пальца или карандаша для слежения.

Это предотвратит возврат взгляда назад, а также позволит читать с более высокой скоростью при увеличении темпа движения указателя. В целом, если избавиться от рассеянного внимания, то и от регрессии в значительной степени можно будет избавиться.

Ограниченное поле зрения

Нетренированный человек способен охватить своим взглядом только одно-два слова, поэтому приходится пробегать по горизонтали строку за строкой. Чтобы расширить поле зрения, необходимо регулярно выполнять специальные упражнения. Через какое-то время человек сможет охватывать взглядом всю строку, что позволит прочитывать страницы сверху вниз.

Все ли дети могут освоить скорочтение?

Не все дети могут читать быстро. Существуют разные причины, почему так получается.

Иногда ребенок не может запоминать и концентрировать внимание. Дочитывая предложение, он с трудом может сказать, с чего оно начиналось

В таких случаях тренировка памяти и техники чтения просто необходимы, более того, они должны быть систематическими.

Advertisement

У малыша может быть снижен объем оперативного поля зрения, когда он не в силах охватить зрением все слово, а может сконцентрироваться лишь на двух-трех буквах или слогах. Возможными препятствиями к овладению техникой быстрого чтения также могут стать низкий словарный запас, плохо развитый артикуляционный аппарат, литература, не подходящая по возрасту и регрессия – автоматическое чтение слов по два раза.

Память: как она связана с быстрым чтением и как ее развивать для улучшения скорости чтения

Дети мыслят совсем иначе, нежели взрослые. Дети не столько думают, как воспринимают, впитывают. В их восприятии всё очень связано, все образы, действия, чувства – всё неразрывно связано. Дети могут восхищаться, увидев обыкновенный камень. Их восприятие гораздо ярче, чем у взрослого индивидуума.

А как же выглядит детская память? Что есть память – это отложившиеся в глубинах сознания образы и связи, аналогии. Человек помнит то, что его особенно тронуло. Именно поэтому мы помним, как пахла папина борода в нашем детстве, но не вспомним формулу бензоата натрия из программы системы образования. Потому что это были неживые воспоминания. Как же развить память у малыша, чтобы его учеба была успешной?

У детей во время обучения скорочтению возникает такая проблема: ребенок читает предложение, прочитав слов 6-7, забывает, с чего начал читать. Для этого развивайте его образное мышление. Ребенок запомнит куда больше слов, если воспринимает их картинками, событиями. Прекрасный метод добиться этого – научиться представлять происходящее на экране внутреннего виденья, словно это мультфильм или кино. Такими «видео» нужно сопровождать в уме прочитываемый материал, тогда не составит труда «перемотать пленку» и вспомнить смысл того, что написано ранее.

Старайтесь задавать ребенку нестандартные вопросы:

  • Нарисуй животное, которое от вех прячется, поэтому его никто не видел.
  • Спой, какие песни поют облака.
  • Какого цвета запах маминых духов?
  • Что будет, если потрогать синий цвет на радуге?

Попросите ребенка описать, что за ассоциации возникают в его мыслях, когда он слышит слова (называйте сначала хорошо ему знакомые слова): груша, книжка, врач, рюкзак, собака, песок, улыбка, скорость и так далее. Когда ребенок хорошо поймет задание и начнет с ним легко справляться, то усложните его – пусть малыш слушает незнакомые слов и попытается провести аналогии с ними.

Еще одно упражнение: наберите целый набор из пуговиц, мелких деталей конструктора, кусочки разных материалов, бумагу и так далее. Говорите ребенку слова, а он пусть из этой импровизированной мозаики попытается сложить то, что он представляет с этим словом.

Полезно играть в «оживление». Пусть ребенок возьмет любой предмет и оживит его, наделив разумом. Что он будет делать, став живым? Пусть малыш сочинит целый рассказ об этом предмете и кем он стал, когда ожил.

Упражнения для развития навыка скорочтения

Для того, чтобы научиться
читать с высокой скоростью, предусмотрен ряд занятий и упражнений, которые
направлены на развитие способностей в различных сферах:

расширение угла зрительного обзора;

улучшение памяти;

развитие образного мышления;

умение выделять нужную информацию с восприятием смыслового значения, и пропускать мимо внимания второстепенную;

способность концентрации внимания на одном предмете, в данном случае – чтении книги.

Ошибки в обучении, приводящие к снижению скорости чтения

Есть такие ошибки в
освоении навыком быстрочтения, которые не только снижают эффективность занятий,
но и очень вредны своими последствиями. С их исправлением потом приходится
долго бороться педагогам, логопедам и детским психологам. Было выявлено несколько
самых распространенных и вредных ошибок.

Попытка прочитывать слово при чтении «про себя». При этом шевелятся губы и язык. Такая проблема встречается у 4/5 взрослого населения, глаза подолгу остается на одном месте. Скорость чтения при этом сильно снижается из-за артикуляции.

Самопроизвольные движения головой, шеей во время чтения

Все это также снижает темп, и отвлекает внимание

Многие привыкли воспринимать информацию на слух. Для них непонятен тот факт, что при чтении с помощью только зрения можно овладевать информацией в десятки раз быстрее и больше.

Недостаточно развитый угол зрительного обзора.

Привычка возвращаться в ранее прочитанный фрагмент текста, чтобы прочитать его снова.

Почти все методики помогают справиться с этими ошибками и полностью их устраняют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector