Сфинксы в санкт-петербурге

Строение и символизм

Важный символизм имеет место расположения памятника. Прямо напротив него через Неву открывается большая панорама на тюрьму «Кресты». Она стала легендарной благодаря тому, что в ней в советские годы находились в заточении многие политические заключённые. Именно эта тюрьма описана в поэме Анны Ахматовой «Реквием», посвященной сталинским репрессиям. Также недалеко (на Литейном проспекте, 4) расположен «Большой дом», построенный в начале 1930-х годах как резиденция ответственных за репрессии органов власти НКВД-КГБ (ныне здание занимает их наследница ФСБ). В нём пытали и убивали политических заключённых. Согласно городской легенде кровь убитых стекала из подвалов в Неву, окрашивая воду в красный цвет. По этой причине на находящемся между «Большим домом» и «Крестами» спуске к воде (в створе проспекта Чернышевского) ежегодно с 1988 года в первую субботу июня происходит возложение цветов на воду. Дело в том, что в то время не были известны места захоронения жертв, не было и памятника им.

Памятник состоит из двух смотрящих друг на друга статуй бронзовых сфинксов на пьедесталах и центральной части из каменных блоков.

Сфинксы являются переосмысленными образами своих древних собратьев на Университетской набережной, ставших одним из символов Санкт-Петербурга. Парные статуи расположены в 15 метрах друг от друга. Эти сфинксы представляют собой фигуры полуженщин-полульвиц, стилистически выполненных в подражании модерну. Они худые, на их зверином туловище проступают рёбра, на груди располагаются выразительные человеческие молочные железы. Голова посажена на сильно вытянутую шею, её венчают стилизованные египетские платок-немес и корона-пшент. Сами лица сфинксов по вертикали разделены на две половины. К жилым домам на набережной сфинксы обращены профилями юных женских лиц, а к Неве и тюрьме «Кресты» на противоположном берегу — обнажившимися черепами. По мнению критиков «двуликие изображения символизируют жизнь и смерть, свободу и рабство, а также двойственность человеческой природы, способной как подниматься на высоты духа, так и опускаться до массовых убийств и уничтожения целых народов».

Высота сфинксов — 1,5 метра, параметры постамента — 2,3 х 0,8 х 1,8 метра.

Между сфинксами на гранитном парапете набережной из четырёх гранитных блоков создан крест. В нём имеется стилизованное окно тюремной камеры с решёткой также в виде креста. На верхнем блоке выбита надпись : «Жертвам политических репрессий». На нижнем закреплён венок из колючей проволоки. К парапету под ними приставлен пятый блок, на котором лежит книга.

По периметрам гранитных постаментов — медные таблички, на которых выгравированы строки из произведений Варлама Шаламова, Николая Гумилёва, Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Николая Заболоцкого, Даниила Андреева, Дмитрия Лихачёва, Иосифа Бродского, Юрия Галанскова, Александра Солженицына, Владимира Высоцкого, Владимира Буковского, Андрея Сахарова.

Между сфинксами и набережной выложен крест из брусчатки. Количество камней в ней не случайно, оно по замыслу авторов соответствует количеству репрессированных людей в СССР — по их подсчётам на 1 камень приходится 10 тысяч жертв.

Центральная часть и часть брусчатки. Восточный сфинкс. Вид в фас. Восточный сфинкс. Вид со стороны домов. Вид на мемориал и памятник Анны Ахматовой.

Тексты табличек

На постаментах сфинксов закреплены таблички со следующими текстами (слева направо):

Основание западного сфинкса:

Основание восточного сфинкса:

В основания пьедестала восточного сфинкса с северной стороны врезана табличка с текстом: «Михаил Шемякин / Памятник жертвам политических репрессий / установлен 1995 / Архитекторы Вячеслав Бухаев, Анатолий Васильев». Эта надпись повторена на английском языке. В том же месте западного сфинкса две таблички: «Скульптор: Михаил Шемякин / Архитектор: Вячеслав Бухаев / Архитектор: Анатолий Васильев» и «АО „Возрождение“».

Это интересно: Достопримечательности Санкт-Петербурга, любимые места горожан

История памятников и перенос их в Петербург

Впервые памятники описал авантюрист и искатель древностей Янис Атанази, работавший в Луксоре в 1819—1828 годах. Именно он первым предпринял раскопки на территории заупокойного храма Аменхотепа III, который сильно пострадал от землетрясения ещё в древности. Среди памятников, обнаруженных в процессе раскопок, особое место занимали два колоссальных сфинкса, выполненные из розового гранита. Памятники, лежавшие на западном берегу Нила, неподалеку от знаменитых колоссов Мемнона, осмотрел 20 июня 1829 года во время своего путешествия Жан-Франсуа Шампольон.

Оба сфинкса появились в это же время на гравюре Дж. Бартона в качестве иллюстрации XVI века «Excerpta Hieroglyphica», где один из сфинксов представлен с правой стороны, так, как его зарисовал Дж. Бономи. Известно, что Бономи помогал Бартону во время подготовки издания, вышедшего в свет в Каире в 1828 году. Известна и другая зарисовка Бономи, на которой один из сфинксов лежит во время раскопок у подножия баз упавших колонн перистиля храма Аменхотепа III. Присс д’Авенн также воспроизвёл одного из сфинксов с левой стороны в «Истории египетского искусства», с подписью «Андросфинкс и криосфинкс». Маршандон де ла Файе, опубликовавший записки Присс д’Авенна после его кончины, приводит, в частности, такие строки об этих памятниках:

Шампольон попытался найти средства для покупки сфинксов, однако предприятие закончилось провалом. Несмотря на всё свое совершенство, покупателя для сфинксов не нашлось; одного из сфинксов на плотах отправили в Александрию для того, чтобы ускорить продажу памятников за рубеж. Нестор Л’От, друг и рисовальщик в экспедиции Шампольона зафиксировал перевозку сфинкса из заупокойного храма Аменхотепа III, где он был найден. Рисунок, размером 6,8 х 19 см, приобретён в 1957 году в числе других работ художника из частной коллекции для египетского собрания Лувра, где и хранится в настоящее время. Сфинкс на рисунке помещён на платформу, которую при помощи брёвен тянут несколько десятков человек; на голове сфинкса, лишённой короны, стоит человек, руководящий процессом перемещения памятника; вся процессия движется на фоне скал западных Фив и развалин храма, скорее всего, Рамессеума.

Приобретению сфинксов на Университетской набережной перед Академией художеств Санкт-Петербург обязан Андрею Николаевичу Муравьёву, отправившемуся в 1830 году в паломничество по святым местам. В Александрии Муравьёв увидел привезённых для продажи сфинксов. Изваяния, созданные скульпторами в древности, произвели на него столь сильное впечатление, что он незамедлительно отправил российскому послу письмо, в котором предложил приобрести их. Из посольства письмо путешественника отправилось в Петербург. Там его адресат, Николай I, перенаправил послание в Академию художеств. В конце концов, такую покупку сочли целесообразной, но к моменту разрешения бюрократических сложностей владелец-англичанин уже продал их во Францию. Спасла положение очередная французская революция.

Описание

Сфинксы Аменхотепа III

Две скульптуры антропо-зооморфных существ с телом льва и головою человека воплощают мифических чудовищ Древнего Египта — сфинксов. Они созданы в XIV веке до н. э. во времена правления фараона XVIII династии Аменхотепа III. Этот период ознаменовался расцветом древнеегипетского искусства и сфинксы являются значимым памятником данной эпохи.

Скульптуры выполнены из розового асуанского гранита и отличаются высоким качеством работы художника. Они также выделяются колоссальными размерами: каждая из них весит 23 тонны и имеет 5,24 метра в длину и 4,50 метра в высоту.

Моделировка лиц сфинксов мягкая, глаза и губы проработаны. Лица сфинксов юны, их глаза имеют миндалевидную форму, а губы сложены в загадочную, едва уловимую улыбку.

На головах сфинксов надеты царские платки-клафты, на лбу к ним крепятся уреи, сверху их венчают двойные короны па-схемти. На подбородках ритуальные бороды, которые «крепятся» к ушам искусно вырезанными ленточками. На груди и плечах сфинкса расположено широкое ожерелье усех, внешний край которого отделан бусинами. На лопатках спину и переднюю поверхность груди, плеч и предплечий покрывает имитация попоны из плиссированной ткани. Черты львиных тел гибки и изящны. Массивный хвост загнут вокруг правого бедра.

На груди, меж передних лап сфинксов и по всему периметру плинтов памятников вырезаны иероглифические надписи с краткой титулатурой Аменхотепа III, большая часть которых хорошо сохранилась.

Накладные бороды у сфинксов отбиты ещё в древности после смерти фараона.

Исследователями петербургские сфинксы считаются одними из лучших портретов Аменхотепа III. Они, вероятно, сделаны тем же мастером, что и колоссальная голова из розового гранита, найденная в Ком-эль-Хеттан в 1957 году и хранящаяся в Луксорском музее. Петербургских сфинксов сравнивают с другими сфинксами Аменхотепа III: фаянсовой крылатой статуэткой из Каирского музея, голубой статуэткой из Метрополитен-музея, головой из Археологического музея в Загребе, сфинксом из глазурованного стеатита из Музея Виктории и Альберта, сфинксами из Египетского музея в Турине и двореца Диоклетиана.

Пристань

Пристань имеет длину 42 метра и частично врезана внутрь набережной. Она имеет 14 ступенек к воде. При этом через 6 ступенек от набережной расположена площадка, по краям которой помещены две скамьи полукруглой формы, торцы которых украшены бронзовыми фигурами крылатых львов (грифонов). Спуск с набережной предваряют по краям колонны бронзовых светильников-жирандолей, которые благодаря своему папирусовидному облику органично воспринимаются как дополнение к египетской пристани. Сфинксы установлены на двух мощных гранитных постаментах по краям от лестницы. На их обращённой к Академии художеств стороне высечена надпись: «СФИНКСЪ / ИЗЪ ДРЕВНИХ ѲИВЪ ВЪ ЕГИПТѢ. / ПЕРЕВЕЗЕНЪ ВЪ ГРАДЪ СВЯТАГО ПЕТРА / ВЪ 1832 ГОДУ».

История появления

Самые древние памятники Санкт-Петербурга — сфинксы увидеть которых можно на Университетской набережной. Величественные фигуры, с загадочными лицами.

Они были найдены в Египте археологом Яном Аноназис, в прекрасном состоянии.

Все историческое сообщество того времени удивлялось их сохранности. Раскопки проводились на средства английского консула в Египте, по фамилии Сольт. Большинство находок, по договору принадлежало ему.

Сфинксов отправили в Александрию на платах. По удивительному стечению обстоятельств в это время там же находился Муравьев. Величие памятников древнейшей архитектуры настолько поразили его, что он тут же написал письмо и приложил рисунок, на имя русского посла в Константинополе Рибопьера.

Посол, конечно, не уполномочен был принимать такие решения самостоятельно, и написал прошение Николаю I. Император, обсудив ценность покупки с членами Академии художеств, дал свое согласие на их приобретение.

Несмотря на это, сделка чуть не сорвалась. Сфинксов хотело приобрести и французское правительство. Но начавшаяся во Франции революция отвлекла его, от археологических находок.

В 1831 году сфинксы были проданы России за 62 000 рублей, покупка была довольно дорогой. До Петербурга они добирались еще год. Во время перевозки одна из статуй пострадала, шрам на лице сфинкса можно видеть до сих пор.

В апреле 1834 года статуи установили на пристани реки Невы, перед Академией художеств. На созданном специально для них постаменте сделал надпись архитектор К. Тон: «Сфинкс из древних Фив в Египте, перевезен в град святого Петра в 1832 году».

Возраст скульптур Петербурга — около трех с половиной тысяч лет. Когда-то они возвышались на аллее сфинксов, ведущей к дворцу Аменхотепа III, фараона XVIII династии, жившего в 1419-1383 гг. до нашей эры.

Головы загадочных существ, созданных неизвестным египетским скульптором, похожи на самого Аменхотепа III. Их украшают короны Верхнего и Нижнего Египта, а иероглифы, высеченные на статуях, означают титулы Аменхотепа.

Если перевести надпись украшающую памятник на русский язык, можно узнать один из его титулов: «Сын Ра, Аменхотеп, правитель Фив, строитель памятников, восходящих до неба, подобно четырем столпам, несущим небесный свод».

Высечены фигуры из розового гранита (сиенита) Асуанских ломок, который когда-то добывали в южном Египте. В 2002 году была проведена полная реставрация и мероприятия по консервации этих удивительных памятников.

Добраться до сфинксов нетрудно. От станции метро «Василеостровская» через пешеходную зону выти на Большой проспект, перейти на другую сторону, и пройти прямо еще немного, до Университетской набережной. Оказавшись там, вы сразу увидите эти великолепные фигуры.

Сфинксы — загадочные существа, их всегда окружает ореол таинственности. Со скульптурами на Университетской набережной связывают несколько легенд.

Считается, что у них меняется выражение лица в течение дня. С самого утра лик древних изваяний спокойный и уравновешенный, но как солнце начинает стремиться к закату, выражение их лиц становится злым и угрожающим.

Говорят, сфинксы волшебные и исполняют желания. Если взяться за клык грифона, который охраняет покой сфинкса, и смотреть в глаза древнему существу, загадывая желание, то он его исполнит.

Тысячи лет существуют сфинксы, их грустные глаза наполнены тайнами, которые никогда не разгадать.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 775 times, 1 visits today)

Фотографии Сфинксов на Университетской набережной

Фотографии Сфинксов на Университетской набережной. Несколько снимков сделанные в разные времена. Фото делал, в основном ранней весной и летом. Западный Сфинкс на Университетской набережной. Гранитный страж Столицы Севера. Пристань у Сфинксов Университетской набережной. Гранитные ступени ведущие к воде. Вид на Неву от Сфинксов и на дома Английской набережной на противоположном берегу. Надпись на постаменте Сфинкса. Фрагмент иероглифической надписи на плите Западного Сфинкса у Невы. Погрудная скульптура грифонов у гранитной скамьи в полуциркульной нише под Сфинксами. Девочки загадывают желания у грифонов у Сфинксов Невы Лапы грифона у Восточного Сфинкса. Бронзовый светильник у Сфинксов. Цилиндрическая жирандоль стилизованная под античный жертвенник. Благородная патина на бронзе жирандоли на фоне петербургского неба. Фас Западного Сфинкса с чётко видимыми повреждениями на лице статуи. Колоритный персонаж у сфинксов. Иногда вижу его в Историческом Центре Питера. Фоткается за мзду с туристами. Надпись иероглифами у лап Восточного Сфинкса в Санкт-Петербурге. Китайские туристы на пристани у Невских Сфинксов Основание светильника на львиных лапах. Эта жирандоль у Западного Сфинкса. Нижняя часть светильника у Сфинксов с цветочным орнаментом на чаше бутона. Барельеф с греческими жрицами на светильнике у сфинксов. Жертвенная чаша светильника на Университетской набережной. Надпись на постаменте Западного Сфинкса высеченная в 19-м веке. Западный Сфинкс в профиль — гранитный защитник Колдовского Петербурга. Восточный Сфинкс в профиль — чётко виден хвост льва обвитый вокруг туловища и иероглифическая надпись с титулатурой фараона. Голова Восточного Сфинкса с пасхемти (высокая корона) Юлька загадывает желание у Грифонов, счастье себе колдует. А её счастье в соседней комнате сидит и постит фотки на Фейсбук… Голова Невского Грифона крупным планом. Это фигура у Западного Сфинкса. Ступни причала ведущие к Неве от пристани у Академии художеств.

***

Такова история Сфинксов на Университетской набережной и мифов созданных вокруг них и реальной истории места силы Васильевского острова.

Приятной вам прогулки по неформальному Петербургу. Ваш Ulrich von Bek

Метки: Николай I, эпоха Романовых, Древний Египет, легенда, мифология, миф, мистика, поверье, примета, Петербург, город, достопримечательность, фараон, История Петербурга, архитектура, сфинкс, Васильевский остров, Нева река, Мистический Петербург, Кунсткамера, набережная, адрес, СПб, Университетская набережная, Фивы

Достоинства и недостатки породы

  1. Ум и сообразительность – одно из главных достоинств петерболда. Они обладают очень чутким характером, что позволяет им быстро устанавливать контакт с окружающим миром.
  2. Эти кошки необычайно элегантны, питомец украсит собой дом и будет уникальным экзотическим дополнением любой семьи. За их красотой и грацией можно наблюдать часами.
  3. Петербургский сфинкс очень ласков, он готов обогатить нежностью и мягким мурлыканьем всех вокруг. От внимания он практически теряет голову и стоит проявить взаимную ласку к животному, он практически «прилипает» к ноге и следует за объектом своих симпатий повсюду.
  4. Петерболды очень игривы, они любят активное времяпрепровождение и готовы составить компанию в развлечениях и играх.

Выгул и частые игры всегда будут привлекать внимание питомца этой породы

У данной породы есть ряд небольших минусов:

  1. Регулярный уход за телом особенно необходим «голым» кошкам: им требуется частое купание из-за выделяемого кожей секрета.
  2. Сфинксы боятся пониженных температур, в холодное время года питомец будет мерзнуть и нуждаться в интенсивном утеплении.
  3. Иногда петерболды бывают очень навязчивы. Это может не понравится любителям более независимых домашних кошек-одиночек.

Петерболды очень компанейские, лучше не приучать их к одиночеству

Сколько всего изваяний в городе и где они находятся

Самыми старыми являются сфинксы, установленные в Санкт-Петербурге на Университетской набережной. Однако появились они далеко не в числе первых. Статуи находятся во многих частях города, если смотреть по карте, но никто не скажет точно, сколько их всего.

Во дворе Горного университета

Самыми женственными петербургскими сфинксами являются те, что установлены во дворе Горного университета с 1826 года.

Адрес Горного института: 21-я линия Васильевского острова, 2.

Во дворе Строгановского дворца

Первые скульптуры были произведены для Строгановской дачи в 1796 году. Здесь они простояли до 1908 года, пока их не перенесли во двор одноименного дворца, расположенного на Невском проспекте, 17.

Обратите внимание! Сфинксы Петербурга изготовлены с женскими лицами, а вокруг их голов повязаны платки. С древних времен все украшения, располагающиеся на голове, в том числе и платки, являются символами власти

Строгановский дворец расположен по адресу: Невский проспект 17/Набережная Мойки 4.

На Свердловской набережной

Эти сфинксы похожи на те, что были установлены для украшения на Строгановской даче. Через несколько лет они бесследно пропали. В 1985 году были проведены ремонтные работы набережной, ее презентация, и статуи заняли свои законные места.

Статуи на Свердловской набережной

Свердловская набережная — одна из основных магистралей вдоль правого берега реки Невы. Чтобы до нее добраться, требуется ориентироваться на Финляндский вокзал.

На Египетском мосту

Свое название Египетский мост получил из-за того, что выполнен в стиле, характерном для этой страны. На каждой стороне расположены чугунные фигуры, спроектированные Павлом Соколовым. Однако они больше похожи на греческие изваяния, чем на египетские, так как статуи имеют женское обличье.

Египетский — это мост через реку Фонтанку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяющий между собой Покровский и Безымянный острова.

На набережной Малой Невки

Специалисты утверждают, что эти изваяния являются прототипами сооружений, украшающих Египетский мост. Связано это предположение с тем, что статуи сходны друг с другом.

Обратите внимание! До 1917 года эти сфинксы были спрятаны, затем их установили после прихода советской власти. В начале 21 века статуи были отреставрированы на денежные средства, выделенные одной крупной строительной компанией

Набережная реки Малой Невки — набережная по правому берегу реки Малой Невки на Каменном острове в Петроградском районе Санкт-Петербурга.

Набережная реки Малой Невки

На Воскресенской набережной

В середине 90-х годов напротив самой знаменитой тюрьмы Северной столицы водрузили сфинксов, произведенных из бронзы. Если человек находится на набережной, видит у статуй обычные женские лица, однако, те, кто сидит в тюрьме или совершает прогулку по реке, — видят изъеденные черепа.

Воскресенская набережная — левая набережная Невы от Водопроводного переулка до Литейного моста.

Это далеко не полный список сфинксов, однако, здесь представлены основные. Ознакомиться с их расположением можно только при самостоятельной прогулке.

Пристань у Академии художеств — история

Создание Университетской набережной началось в 1805 году. По проекту архитектора Ж. Тома де Томона и инженера Ф.И. Герарда, каменотёс С.К. Суханов создаёт архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова служащий началом будущей Университетской набережной. Тогда же гранитная стенка доводится до временных устоев Исаакиевского наплавного моста. Работы завершаются в 1810 году, а в 1819-1821 годах инженеры А.А. Бетанкур и В.К. Треттер создают гранитные спуски моста. В 1831-1834 годах гранитная стенка набережной была продолжена до существовавшей у Императорской Академии художеств пристани. В 1830 году инженер Е.А. Адам создаёт проект продолжения гранитной стенки берега Васильевского острова западнее Исаакиевского наплавного моста. В то время разрабатывался план комплекса работ по благоустройству невских берегов. Как раз в те времена началась воплощаться строительная программа по устройству Академии художеств, по проекту президента оной А.Н. Оленина. А он видел неотъемлемой её частью создание «великолепной из гранита пристани для судов противу дома Академии художеств с украшением в лучшем греческом вкусе». Проектирование пристани было поручено арх. К.А. Тону. Проект гранитной пристани архитектор Константин Андреевич Тон разработал в 1831 году (утверждён 4 октября 1831). По плану пристань должна была быть выступающей по отношению к набережной, но работы в русле реки Невы были очень трудны в техническом плане. Тогда, после консультации с инженером-мостостроителем П.П. Базеном, архитектор Тон врезает пристань в массив набережной. По окончательному плану пристань заняла 42 метра береговой линии. Прямо из воды поднимаются две ступени большей ширины чем остальные. Они ведут на боковые площадки с двумя симметричными полукруглыми каменными скамьями. Всего к реке ведут 14 ступеней, разделённых площадкой, по краям которой устроены полукруглые ниши со скамьями. Торцы скамей завершают Грифоны туловищами утопленными в гранитной плите — 4 бронзовых Грифона стоят попарно по сторонам скамей. По краям лестницы, на мощных гранитных постаментах, установлены египетские сфинксы. В композицию включены цилиндрические жирандоли, (бронзовые светильники) стилизованные под античные жертвенники по рисунку арх. К.А. Тона), украшенные рельефами. Светильники опираются на львиные лапы. Рельефы изображают греческих девушек, ниже вырезан растительный орнамент в виде листьев и стеблей. После изменения проекта Тон сохранил прежние бронзовые колонны-светильники. Жирандоли были отлиты на Колпинском заводе мастером П.П. Геде. Ступени лестницы, расположенные между скамьями и выше их ведут к набережной. Разрабатывался проект под коней Петра Карловича Клодта, но, как говорилось, финансовые неувязки не позволили воплотить этот замысел. В это же время в Санкт-Петербург приходит известие о покупке Россией двух гранитных сфинксов из города Фивы. У авторов проекта возникает мысль украсить этими древними изваяниями создаваемую пристань. В декабре 1831 г. К.А. Тон изменяет проект причала, включив в его композицию эти фигуры. Новый вариант не сводился к простой замене скульптур. Архитектор изменяет пропорции пристани, уменьшает просвет спуска к Неве. Для размещения скульптур создаются два высоких, массивных пьедестала. Когда сфинксы были доставлены в Санкт-Петербург, то первые два года они находятся во дворе Академии художеств. За это время, собственно выполняется создание пристани у её стен. Своё место на набережной сфинксы заняли в 1834 году. Тогда же известный архитектурный проходимец Огюст Монферран, заканчивавшим в том же 1834 году Александровскую колонну на Дворцовой площади, предлагает усилить связь этого места с Древним Египтом, соорудив здесь гигантскую статую бога Осириса. Но, Николай I, давно уставший от бредовых идея Монферрана, отклоняет его прожект.

Мифы и легенды про Сфинксов

Со сфинксами Университетского моста связывают много легенд и мифов. Что легенда, а что миф- решать каждому самому.

Одна часть людей считают гранитных гигантов защитниками города, другие — страшными чудовищами.

Давайте рассмотрим факты, возможно связанные со сфинксами:

  • Нашедший сфинксов археолог Янис Атоназис погиб при странных обстоятельствах.
  • Через 2 года после покупки сфинксов Российской Империей не стало всей команды корабля.
  • Офицер Муравьев, который инициировал покупку статуй, потерял всех близких родственников.

Это стало подтверждением молвы, что каменные истуканы хотят вернуться домой. Всем, кто виновен в из ссылке, грозит проклятие и гибель.

В 1899 году произошел кровавый разгон студентов недалеко от Университетской набережной. Конные жандармы во главе с офицером Пирамидовым, как обезумевшие, били нагайками безоружных студентов и случайных прохожих, велели им разойтись.

Есть мнение, что сфинксы меняют выражение лица в течение дня. Ранним утром лик добродушный и спокойный. Чем ближе солнце клонится к закату — лицо становится более суровым,чувствуется ненависть.

Все горожане знают, не стоит пытаться увидеть это своими глазами, можно сойти с ума. Экскурсоводы предупреждают об этом туристов. Есть даже  одна история про это, но официального подтверждения ей нет.

В 1938 году проводились реставрационные работы сфинксов. Один из комсомольцев после обеденного перерыва будто сошел с ума. Угрожал убить своих товарищей из пескоструйного пистолета. В отчетах допроса НКВД неудавшийся убийца объяснил своё поведение  внушением со стороны сфинкса. Во время обеда комсомолец пристально смотрел на сфинксов, рассматривал их. Затем он почувствовал, что его разум кто-то захватил и он услышал приказ — “соверши жертвоприношение”.

Суеверные новобрачные не фотографируются у сфинксов в день регистрации брака. Легенда гласит, что гранитные изваяния, видя их счастье, сердятся и могут стать причиной развода.

Местные жители верят, что египетские гиганты притягивают утопленников. Много случаев обнаружения мертвецов рядом с ними подтверждают домыслы суеверных. Эксперты объясняют это явление отличительными чертами течения реки и рельефом дна.

Жители города и путешественники, почитающие гранитные изваяния из Египта, едины во мнении. Сфинксы — защитники города на Неве. Они оберегают город от большой воды.

Согласно официальной статистике, после установки гранитных гигантов наводнения случались намного реже, интервал стал больше, около 90 лет. До их установки Град Петра наводнения постигали каждые 20 лет.

Неву даже начали сравнивать с Нилом. Будто каменные великаны усмирили реку.

Многие загадывают желания и верят, что сфинксы обладают магическими свойствами. Нужно взять грифона за клык и смотреть в глаза сфинксу. Сделать это нужно без посторонних глаз. Задача не из легких. Рядом с великолепными гигантами всегда толпы людей.

Египетский мост

Вход на Египетский мост охраняют четыре чугунных зеленых сфинкса – единственный сувенир первого египетского моста, который рухнул в 1905 году. Пикантность этой строительной катастрофы дополняется тем фактом, что красивый мост, украшенный богатыми египетскими мотивами, рухнул в реку в тот самый момент, когда проходил конный отряд царских гренадеров. К счастью, никто не пострадал, кроме одной лошади.

Вероятно, это была ошибка в материале, из которого была сделана одна из трех цепей моста, на которых держалась конструкция.

Вскоре появился слух, что это проклятие, брошенной женщины, живущей перед мостом. Видимо, она была влюбленна в офицера, то то предал ее и, увидев войска на мосту, в порыве гнева выкрикнула в окно «Чтобы вы все упали!». Через несколько мгновений мост сломался, и солдаты купались в ледяной воде – была зима.

Египетский мост, на этот раз в гораздо более простой форме, был позже восстановлен, и единственным элементом, который выделялся после первоначальной конструкции, являются 4 чугунных сфинкса.

Сфинксы древнего Египта и Аменхотеп III

Именно в древнем Египте впервые появились мифические создания сфинксы. За долиной Нила существовали львы, они были статные. Мастера по камню высекали их из гранита. Также создавали бронзовые изваяния. Статуи выполнены в образе львов, а устанавливали их у Святынь и гробниц с целью защиты от злобных сил. Позднее львиную голову заменили головой египетского правителя, после чего стало принято считать, что гранитный монумент обладает львиной мощью и человеческим разумом, потому что Аменхотепа (и сына Амона) и каждого фараона всегда египтяне считали посланцем Амона Ра.

Фараон Аменхотеп III появился на свет в древнем Египте – столице Фивы (источник информации –книга В.Струве). Его установили в 700 километрах к Югу от Средиземноморья. Править он стал очень рано – взошел на трон в девятилетнем возрасте. Правителем Фивы и всего Египта он был с 1388 по 1351 год до нашего века. За период правления он успел развернуть монументальное строительство. Под его руководством было возведено множество великолепных храмов и монументов. Также за годы плодотворного правления были развиты коммерция и искусство. На аллее, которая ведет к дворцу этого фараона, стояли сфинксы-охранники от недобрых сил.

Как добраться до Египетского моста

Добраться до Египетского моста легко. Остановки общественного транспорта находятся совсем рядом. На Лермонтовском проспекте есть остановка «Набережная реки Фонтанки», где ходят автобусы № 100 и трамваи № 16.

Больше транспорта курсирует по Троицкому проспекту. До остановки «Лермонтовский проспект» идут автобус № 10, маршрутки К-115, К-177, К-90, троллейбусы № 3, 8.

Портал общественного транспорта Санкт-Петербурга

А вот от метро до Египетского моста придется идти 15–20 минут. Ближайшая станция «Технологический институт» (красная линия/М1) располагается на пересечении Троицкого и Московского проспектов, при желании можно проехать несколько остановок на наземном транспорте.

Схема метро Санкт-Петербурга

На набережной реки Фонтанки есть бесплатные парковки, что очень удобно для путешествующих на машине. Кроме того, в Санкт-Петербурге полно служб такси, которые за умеренную плату доставят к достопримечательности. Рассчитать стоимость поездки и сделать заказ помогут мобильные приложения от сервисов Uber, Везет, Яндекс. Такси, Maxim, Gett, Ситимобил.

Египетский мост в Санкт-Петербурге: видео

Описание породы, стандарты, внешний вид

Петербургский сфинс (петерболд) напоминает классического донского сфинкса, но между ними всё же существует немало различий.

Анатомические характеристики

Голова петерболда напоминает форму клина, длинная мордочка заметно расширяется от основания носа и увеличивается по направлению к ушкам. Сами ушки широкие и большие, глаза имеют миндалевидный разрез с ярко-зеленым или голубым окрасом.

На фотографии петерболд с выраженной гетерохомией глаз

Отличительно удлиненное, атлетичное и изящное тело петерболда, с дополняющей его вытянутой шеей и узкой грудной клеткой. Конечности тонкие и длинные, лапу округлые с длинными и очень гибкими пальцами. Хвост по своему строению напоминает хлыст и заметно заострен на конце. Усы у таких котов зачастую отсутствуют.

Шерсть и окрас

По действующему стандарту петерболд обладает мягкой и обтягивающей тело кожей, на мордочке образуются многочисленные складки с куда меньшим их количеством на теле. Выделяют петерболдов:

  1. Бесшерстных: кожа таких котов напоминает резину, образует кожные выделения с тонким слоем коричневого налета;
  2. Велюровых: в раннем возрасте имеют небольшой волос, который с возрастом исчезает, оставляя небольшие пучки на лапках;
  3. Браш-пойнтовых: кошки с очень коротким покрытием и густым покровом на мордочке, хвосте и лапах;

Сиамский окрас встречается среди представителей этой породы

  1. Флоковых: представители породы без усов и бровей с шерстью размером в 2 мм;
  2. Брашевых: коты, опушенные частями или по всему корпусу;
  3. Прямошерстных: эти представители породы имеют обычные кошачьи шубки и усы, по типу родственны ориентальной кошке;

Среди петерболдов распространены колор-пойнтовые и ориентальные окрасы:

  1. Табби
  2. Черепаховый
  3. Голубой
  4. Шоколадный
  5. Крем-пойнт
  6. Биколор
  7. Кремовый

Размер и вес

Вес среднестатистического представителя породы колеблется в пределах 3-5 кг, иногда петерболды достигают в весе 7 кг.

На протяжении жизни сфинксы сохраняют свою природную тонкость и изящность

Ши-цза, Петровская пристань

Ши-цза – двое мифических стражей, которые установлены при пуске по Неве, а именно на Петровской набережной. А установлены они были в 1907 году. Образы мифологических существ похожи на сфинксов, львов или пекинесов – толком не разобрать. Ши-цза принес в дар Санкт-Петербургу знатный человек по фамилии Гродеков. Он был приамурским генералом-губернатором, которому скульпторы подарили китайцы. Эти статуи отличаются от других парных художеств скульпторов, они разных полов: у левого Ши-цза под лапой несколько детенышей, у правой (мужской пол) – жемчуг округлой формы, являющийся символикой божественного сияния. Вид сфинксов родом из Поднебесной заставляет умиляться и восхищаться монументами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector