Звук с и сь

Как образуется звук

При произношении артикуляционные органы находятся в следующей позиции: губы немного растягиваются, зубы размыкаются, кончик языка соединяется с верхними резцами, воздушная струя резкая, разрывает смычку, голос отсутствует. В исходном положении губы должны слегка приоткрываться, промежуток между зубными рядами примерно 3-5 мм. Язык кончиком ударяется о верхний альвеолярный отросток, соединяясь с ним.

При воспроизведении мягкое нёбо приподнимается, разъединяются голосовые складки, а воздушный поток носит толчкообразный характер. Звук согласный, твердый, смычный, переднеязычный, взрывной, шумный, глухой.

Артикуляционная гимнастика

Специалисты предлагают логопедическими приемами развивать речевое дыхание (так как Т образуется на взрывном выдохе), тренировать мышцы ротовой полости в игровой форме:

  1. «Чей одуванчик раньше улетит?» — летом на даче ребята срывают одуванчики, стараются за 3-4 раза сдуть все пушинки.
  2. «Воздушные шарики» — дуют на шарики, не давая им опуститься на пол.
  3. «Улыбка» — смыкают зубы, широко растягивают губы, 5 секунд держат улыбку.
  4. «Наказать язычок» — кладут язык на нижнюю губу, верхней стучат по нему: па-па-па.
  5. «Лопатка» — улыбаются, высовывают язык, расслабляют, кладут на нижнюю губу, держат 5 секунд.
  6. «Часы тик-так» — быстро двигают кончиком влево-вправо по верхней губе.
  7. «Чистим зубки» — улыбаются. Языком слева направо и обратно «обходят» все зубы.
  8. «Трубочка» — максимально вытягивают язык, напрягают его. Стараются свернуть трубочкой, держат 5 секунд.
  9. «Качели» — слегка рот приоткрывают, поочередно тянут язык к носу, подбородку, пытаясь их достать.
  10. «Горка» — сначала сильно прижимают к нижним резцам передний край, затем широкую часть (при этом он выгибается). Фиксируют положение на 5 секунд.

Упражнения на формирование артикуляционной моторики и речевого дыхания

Перед постановкой звука необходимо подготовить органы артикуляции для формирования нужного уклада, делая гимнастику. Подбирать их нужно с учетом произношения опорных звуков. В случае с Ц − это Т, С. Но упражнения на формирование правильного уклада для этих фонем практически такие же, как для Ц. Если ребенку трудно удерживать губы в положении улыбки, то вам нужно потренировать эту позу.

Также нужно нормализовать мышечный тонус языка, приобретите для этого набор для логопедического массажа.

Ребенок может сам его шлепать губами и несильно покусывать. Все упражнения для языка должны сформировать умение удерживать его внизу, а сам он должен быть широким и в расслабленном состоянии. Просите малыша сделать язык похожим на горочку и зафиксировать в таком положении.

Кроме заданий на удержание определенного положения, включите в комплекс и задания на динамику. Это движения языка вверх-вниз, в стороны, предложите почистить им зубы и облизать губу. Но во всех упражнениях тренировать нужно нижнее положение языка, чтобы сформировать правильную основу для произношения свистящих.

Если у ребенка носовой сигматизм, то обязательно в комплекс подготовительных работ нужно включать задания на формирование правильного речевого дыхания и сильной воздушной струи. Можно сначала учиться вдыхать через нос − выдыхать через рот в положении лежа. Обязательно делайте акцент на работе диафрагмы, положите руку ребенка на эту область.

Для тренировки сильного выдоха предложите ребенку поиграть на дудочке или сыграйте в игру «Кто дальше задует ватку или перышко». Можно выполнять упражнения на дыхание, положив широкий язык на нижнюю губу, так вы не только будете тренировать силу выдоха, но и нижнее положение языка.

Гимнастика для постановки звука T

Постановка звука Т

Есть несколько методов:

  1. Нужно выбрать несколько слов или слогов, с сочетанием звуков ТА, повторяя их, ребёнок тренирует постановку Т.
  2. Исходное положение — язык находится между зубов и плотно прижимается челюстями с обеих сторон. Затем делается глубокий вдох. После получения межзубного Т, он убирается назад.
  3. Исходное положение — язык между зубов. Далее приоткрыть в улыбке зубы и слегка «поплевать».
  4. Т тренируется как производный звук от П. Начать с нескольких повторений ПА — ПА, прислонив кончик языка в его широком месте к нижней губе. Потом нужно повторить исходные звуки в улыбке, при этом должно прозвучать ТА — ТА.
  5. Межзубное положение кончика, опять тренировка от П. Нужно несколько раз повторить ПА — ПА, в это время нужно раздвинуть губы большим и указательным пальцем. Если всё сделано правильно, должно прозвучать ТА — ТА.

Постановка звука ТЬ

Методы:

  1. Вначале ребёнок проговаривает немного другое сочетание звуков — ТА.
  2. Чтобы смягчить твёрдый слог, специальной лопаткой нужно слегка прижать и опустить вниз кончик языка, должен получиться звук ТЯ.
  3. Звук ТЬ получают от при пощёлкивании кончиком языка за сомкнутыми зубами.
  4. Во время щелчка издаётся мягкое цоканье (похожий звук дети издают, попробовав вкусную еду), звук должен получиться близким к ТЬ. Потренировавшись, его можно улучшить, если язык не прижимать к нёбу, а пытаться «выдуть» его наружу.

Общая информация

Постановка любых звуков проходит в четыре этапа и ни один из них нельзя пропускать. Перед любой работой обязательно проводится полное обследование состояния речи ребенка. Логопед проверят все звуки и отмечает степень дефекта (замена, искаженность и т. п.). После проверяется слоговая структура. Для этого ребенку показывают картинки, названия которых состоят из разных по сложности слогов. Например, «мама», «папа» и другие. Посложнее − «ветки», «санки» и т. д.

Следующий этап – изучение фонематической стороны речи. Для этого показывают дошкольнику разные картинки и просят назвать первый, последний звук или найти все картинки на заданный звук.

Следующий этап – обследование лексики, то есть словарного запаса. Показывают группу предметов и просят классифицировать ее. Например, «это мебель» или «это посуда».

На заключительном этапе просят составить рассказ по картинке. На основе полученных сведений логопед делает заключение и определяет цели коррекционной работы.

У дошкольников обязательно проверяют состояние органов речи. Отмечают тонус (повышенный или пониженный), особенности строения, а также длину подъязычной связки.

Особенность дизартрии в том, что при ней отмечаются разные проблемы с дыханием. Из-за этого речь бедно окрашена, почти лишена эмоций и выразительности.

Постановка звука [Т] при дизартрии

Применяется несколько методов постановки :

  • Сплевывание. Считается наиболее эффективным приемом постановки. На фоне непроизвольного движения сплевывания добиваются получения звука , зажав краешек языка резцами, потом переводя шпателем его за верхние зубы.
  • Постановка по подражанию от слога ТА. Взрослый перед зеркалом предлагает ребенку проговаривать сначала слоги, а потом слова, со слогом ТА. Затем проговариваются фразы-чистоговорки. Чистоговорки можно применять готовые, или придумывать новые совместно с малышом.
  • Межзубный способ. Взрослый демонстрирует ребенку положение язычка. Исходная позиция − язык располагается за зубами и плотно прижимается челюстями с обеих сторон. В такой позиции необходимо сделать глубокий вдох и резко выдохнуть для воспроизведения звука. Добившись межзубного звучания, переместить язык за зубы.
  • Оглушение. Оглушить − произнести шепотом.
  • От звука . вырабатывается как производная фонема от . Начинают с нескольких повторений слога ПА, прижавшись самым широким местом кончика языка к нижней губе. Затем необходимо проговорить исходный слог улыбнувшись, при этом должно слышаться ТА-ТА.
  • Механическим путем от слога ПА. Кончик языка в межзубном положении, постановка на фоне . Необходимо многократно воспроизвести слог ПА, одновременно губы раздвигаются при помощи большого и указательного пальцев. При верном выполнении должен послышаться слог ТА.

Постановка звука т при дизартрии

В самом начале нужно уделить вниманию разминке языка и снятию тонуса, а также общей гимнастике для речевого аппарата. Для этого применяются логопедические упражнения, перечисленные выше.

Поднять и опустить язык, повернуть вправо и влево. При этом язык вытягивается максимально.
Затем взрослый предлагает ребенку постучать язычком о верхнее небо (должен получиться звук Т).
Для получения мягкого согласного язык сильнее прижимается к небу и больше выдвигается между зубами. При этом проход для воздуха уменьшается.
Для отработки звука Т он произносится между двумя гласными (не меньше 10 повторений).
Малыш должен поцокать не меньше 20 раз. После этого задание усложняется: цокать нужно на выдохе, а не на вдохе.
Ребенку предлагается положить ладонь себе на гортань. После этого произнести звуки Т и Д

Акцентировать внимание на различие вибраций во время произношения звуков Т и Д.

Подготовительные упражнения

Логопедия занимается изучением, предупреждением и устранением речевых дефектов. Учить артикуляции необходимо на самых ранних этапах жизни, начиная с подготовительных упражнений.

Речевые элементы появляются в 2-3 месяца во время «гуления». Ребенок распевает звуки. Необходимо больше говорить с ним, петь песенки, колыбельные, стараясь вытягивать гласные звуки, чтобы малыш быстрее запоминал и повторял их.

Речевые умения зависят от физической развитости

Многие родители большое внимание уделяют мелкой моторике рук, давая младенцу подержать небольшие предметы

Логопеды советуют укреплять мышцы ротовой полости, учат управлять артикуляционным аппаратом, показывая различия при произношении: Т находится на кончике, К — на хвостике языка: «Такси едет», «Кулек конфет».

Произношение звука Т

Можно выделить частые ошибки, допускаемые в произношении звука Т:

  • замена звука Т (он является переднеязычным) на Г и К (они называются заднеязычные);
  • смешение или перестановка согласных, находящихся рядом со звуком Т (“скатан” вместо “стакан”);
  • после П или К звук Т теряется, заменяется на смягчение (“пьичка” вместо “птичка”);
  • замена звуков Ч и Ц на Т(“девотька” вместо “девочка”, “Пеця” вместо “Петя”).

Причины неправильного произношения заключаются в следующем:

  • сбои в работе артикуляционного аппарата (речевых органов);
  • слабая развита нижняя челюсть, из-за чего она неактивна во время речи;
  • плохо развиты органы слуха, из-за чего ребенок на слух не различает звуки;
  • подражание взрослому, у которого проблемы с правильным произношением.

Закрепление

Автоматизация выполняется после закрепления крохой изолированного звука с правильной артикуляцией. Закрепление результата проводится поэтапно:

  • Воспроизведение фонемы в слогах. Начинать следует с простых слогов (да – да – да; ди – ди – ди; ду –ду – ду). После комбинации изученных слогов (да – ди – ду). Используются все гласные звуки.
  • Воспроизведение в словах. Звук в начале слова (дом, день, дар, диво). Фонема в середине слова (еда, беда, медаль). Буква в конце слова (обед, след, клад).
  • Произношение слов с согласными звуками, стоящими рядом (дверь, двор, дно).
  • Автоматизация в предложениях.

Чтобы ребенку не было скучно повторять за взрослым упражнения используют различные чистоговорки, скороговорки, стихи, тексты с повторением звука «Д» и «Дь» на разных позициях в словах. Для удобства выполнения заданий в домашних условиях специалисты рекомендуют заводить рабочие тетради. В них фиксировать достижения ребенка и планы по подготовке к следующему занятию.

Ставим звуки [Л], [Л’]

Для постановки звуков , используют упражнения «Иголочка», «Маляр», «Индюшата», «Ступеньки», «Ковшик», «Охотник».

Если в речи ребенка звук отсутствует, его ставят в 2 этапа:

  1. Межзубная постановка звука, когда ребенку предлагают сказать сочетание звуков «ыа». Произнося звук «ы», выговаривать его нужно кратко, напрягая артикуляционный аппарат. Далее произношение переносят, протиснув язык между стиснутыми зубами. Повторять упражнение, пока не установится четкость звука – нужно установить положение челюсти, в котором получилось воспроизвести звук.
  2. Зазубная постановка звука – язык переводят в положение за зубами, крепко прижимают его к альвеолам, произносят «лы-лы-лы».

Важно выработать правильное направление струи воздуха. Если у ребенка определяется несколько звуков межзубным произношением, стоит развить моторику кончика языка

Помогать при этом можно любым удобным механическим способом.

Если ребенок звук заменяет звуком , ему предлагают на среднюю часть боковой стороны языка, открыв рот, положить трубочку круглой формы, а кончик языка нужно убрать за верхние резцы. Главная трудность заключается в том, что ребенок продолжает слышать звук, который он воспроизводил ранее

Поэтому важно подключать слуховое внимание малыша к звуку, что он произносит во время его постановки

Автоматизация звуков [С], [З], [Ц]. Работа с карточками.

После постановки звука (, ) логопед выбирает карточку со словами и предложениями, где звук находится в той позиции, которая наиболее удобна для его правильного произнесения

Если у ребенка не сформированы звуки , , , , то при отработке (, ) в словах не следует акцентировать внимание на этих звуках или вовсе не использовать слова, напечатанные жирным шрифтом (со звуками , , , ). При недоразвитии операций фонематического восприятия, навыка дифференциации фонем мы не советуем произносить слова, напечатанные курсивом (слова, содержащие , , ).

Автоматизировать звуки в словах рекомендуется не более 10 минут. После получасового перерыва работу можно возобновить. Перед произнесением слов ребенку следует напомнить правильную артикуляцию звука и попросить его произнести звук изолированно («с-с-с-с-с»).

Далее дошкольнику предлагается произнести слова вслед за взрослым (по подражанию) или прочитать их вслух самостоятельно (под контролем взрослого). На начальных этапах работы по автоматизации звука слова следует произносить медленно, выделяя голосом звук (, ).

Детям можно предлагать игры:

  1. 1. выбирать из картинок те, в названиях которых звуки , , имеются в начале (в середине или в конце) слова;
  2. 2. распределять картинки по количеству слогов в словах — названиях;
  3. 3. составлять предложения по двум выбранным картинкам, логично объединяя предметы, изображенные на них, и т. д. Картинки можно использовать в заданиях при дифференциации звуков — — .

Для успешного введения звука в речь рекомендуется заниматься ежедневно, выполнять домашние задания. Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию для произнесения правильного звука

Во время занятия следует в первую очередь отмечать успехи ребенка, не акцентировать внимание на неудачах и целенаправленно их преодолевать вместе с ребенком.

Рекомендации Перегудовой Т. С.

Диагностика

  • Обследование устной речи. Выполняется в соответствии с алгоритмами, принятыми при различных речевых патологиях (дислалии, ринолалии, дизартрии, афазии). Выясняются все заменяемые и смешиваемые звуки, определяется вид дефекта звуковой стороны речи. На данном этапе необходимо определить, следствием чего являются звуковые замены: нарушения речевого или физического слуха, артикуляционных трудностей.
  • Исследование слухового анализатора. Для исключения снижения слуха, как причины замены звуков, необходимо обследование слуховой функции. С целью установления степени тугоухости выполняется аудиометрия, акустическая импедансометрия, исследование слуховых ВП.
  • Ортодонтическая диагностика. При неправильном смыкании зубных рядов выполняется телерентгенография, снимаются диагностические слепки, производится фотографирование лица и зубов. На основе этих данных планируется последующее лечение.

Нормальная артикуляция для звука К и Кь

Органы речевого аппарата при произношении фонемы «К» принимают положение:

  1. Губы разомкнуты в соответствии с последующим гласным звуком.
  2. Кончик языка за нижними зубами. Орган не касается зубов, а расположен ближе к середине ротовой полости.
  3. Середина языка опущена.
  4. Задней частью органа делается упор в мягкую часть неба. Края по бокам немного дотрагиваются твердого неба.
  5. Мягкое небо приподнято. Оно должно перекрывать ход в носовую полость.
  6. Голосовые связки в расслабленном состоянии;
  7. Воздух через рот.

Артикуляция звука «Кь» предполагает особенности:

  1. Уголки губ оттянуты назад.
  2. Губы прижаты к зубам.
  3. Кончик языка делает упор в нижние резцы.
  4. Середина языка приподнята. Она касается середины твердого неба.

Наглядная демонстрация в картинке:

Правильная артикуляция звука “Т”

Чтобы отчетливо произнести “Т”, надо:

слегка разомкнуть губы и зубы;
языком упереться в передние верхние резцы;
поднять мягкое небо;
обратить внимание на то, что воздушная струя должна быть толчкообразной;
не включать голос.

При произнесении мягкого “Ть” в альвеолы у верхних зубов упирается выгнутая спинка языка передней своей частью, а его кончик находится у нижних резцов.

Причинами того, что звук “Т” произносится неправильно, когда формирование речевого аппарата завершено, может быть нарушение мышечного тонуса органов артикуляции либо трудности при дифференциации с другими звуками.

Правильная артикуляция

Любая работа начинается с того, что ребенку показывают образец звучания. Звук относят к группе заднеязычных, то есть для их произношения поднимается задняя часть языка. Именно от этого звука ставят остальные — , и их мягкие пары.

Поэтому целесообразно коррекцию начинать со звука . Для его произношения губы принимают нейтральную позицию либо становятся раскрытыми. Зубы разомкнуты, кончик языка лежит у нижних зубов, но не упирается в них. Передняя и средняя спинка опущены, задняя поднята и упирается в мягкое небо. Боковые части языка слегка касаются твердого неба. Голосовые связки не напрягаются, воздух проходит через смычку языка и неба, разрывает ее и получается звук .

В норме заднеязычная группа появляется в раннем возрасте. Благодаря сосанию язык принимает вид «горки» и у ребенка получается произносить отдельные звуки.

Затруднения могут возникать из-за высокого или узкого неба – в таком случае не получится образовать смычку. При дизартрии возникает слабость или напряжение отдельных мышц языка. Иногда у детей плохо формируется фонематический слух. Благодаря ему люди различают разные звуки речи.

Дефектное произношение звука называется каппацизмом. Иногда звук отсутствует, тогда вместо «Кот» получается «’от». Звук может искажаться и вместо него будет слышаться щелчок – так происходит из-за слишком плотной смычки.

Замену на другие звуки называют паракаппацизмом. Чаще всего звук меняется на , и иногда на . В таком случае, помимо постановки звука, логопед занимается дифференциацией.

Причины дислалии

Наиболее распространенным речевым нарушением является нарушение звукового (фонемного) оформления речи. Оно проявляется в дефектах воспроизведения одного или нескольких звуков, в искажении, в заменах одних звуков на другие на , в смешении звуков или их пропуске во время речи. По статистике, дислалию имеют 25-30% дошкольников, 17-20% младших школьников, 1 % учащиеся среднего звена и взрослые. Причиной дислалии выступают либо анатомические дефекты органов артикуляции, либо неправильное усвоение ребенком произнесения некоторых звуков. В связи с этим в современной логопедии выделяют две формы дислалии: механическую и функциональную.

Возможные трудности

Безусловно, проблема в том, что воздушная струя должна проходить точно по центру язычка, а середина совпадать с серединой зубных рядов. Даже отклонение в какую-нибудь сторону искажает звучание:

  • вверх — шепелявость, замена на Ш
  • вниз — сильное выпячивание спинки, патализация, в итоге смягчение, замена на СЬ
  • вправо-влево — боковой сигматизм
  • между зубов — межзубный сигматизм
  • призубный — часто бывает при изучении английского языка, похоже на звук th

Все эти патологические рефлексы образуются не просто так, а из-за того, что есть проблемы какая-то патология, либо в строении речевого аппарата либо его иннервации

Поэтому очень важно понять причину дефекта, а только потом начинать ставить звук всеми доступными и известными способами. Нельзя ставить звук, если язык узкий, напряженный, а воздушная струя растекается в щеки

Поэтому надо обязательно сочетать как минимум артикуляционную гимнастику с дыхательной и логопедическим массажем.

Постановка

Осуществляется после освоения ребенком положения органов речи при воспроизведении фонемы. Обычно используются 2 метода постановки звука «Д» и «Дь»:

  1. Подражание. Кроха и взрослый садятся перед зеркалом. Родитель или специалист демонстрируют правильное произношения звука. Малыша просят повторить. Чтобы было проще используются гласные звуки. Для твердого «Д» (да – до – ду – ды), а для мягкого «Дь» (ди – дю – де).
  2. Механический метод. Ребенок произносит звук «Б». Язычок в это время находится между губами. Специальным шпателем логопед надавливает на кончик органа. После просовывает его за верхние резцы.

Часто специалисты предлагают такие способы постановки в качестве домашнего задания. В знакомой обстановке рядом с близким человеком малыш освоит занятия быстрее.

Как научиться говорить букву Р

Прежде чем приступить к постановке звуков, необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. Принцип от простого к сложному. Невозможно сразу же научить ребёнка выговаривать правильно звуки. Нужно постепенно усложнять задачу, и результат вам гарантирован.
  2. Занятия должны быть интересными. Не стоит заставлять ребёнка заниматься, ведь это только оттолкнёт его, и добиться успеха будет намного сложнее. Ваше чадо перестанет заниматься, так и не научившись произносить звук р, начнёт выговаривать его с помощью горла. Горловое р очень сложно устранить, практически невозможно.
  3. Выполняйте упражнения регулярно. Нескольких занятий будет недостаточно.

Техника постановки звука

  • Для начала ребёнок должен научиться выговаривать букву р отдельно, при этом выполнять упражнения: открыть рот и кончик языка направить за верхние зубки, затем ритмично и быстро проговаривать звук «д-д-д» или «з-з-за». Попросите ребёнка постучать по нёбу, при этом сильно дуть на кончик язычка. Выработка вибрации — первая ступень в постановке сонорного звука. Иногда, чтобы научиться говорить звук р, необходимо выполнять упражнения с механической помощью — специальных логопедических зондов или подручных средств в домашних условиях. При необходимости логопед обучит вам этому методу.
  • Затем закрепить произношение звука р необходимо в слогах прямых и обратных ( ра-ро-ру, ар-ор-ур и другие).
  • После того как ваш ребёнок научился правильно выговаривать звук, необходимо закрепить произношение в предложениях, скороговорках. Часто родители допускают огромную ошибку, пытаясь исправить звукопроизношение своих детей, используя лишь скороговорки. Запомните — этого делать не стоит, так как ребёнок неправильно подготовлен к постановке звука.

Упражнения для постановки звука

Выполняйте упражнения ежедневно перед зеркалом вместе со своим ребёнком. Это не только полезно, но ещё и весело. Для начала нужно подготовить губы:

  1. Улыбнитесь. Пусть ребёнок задержит эту позу около 10 секунд.
  2. Сложите губы трубочкой. Выполните это упражнение в течение 7-10 секунд.

Упражнения для языка:

  • «Маляр». Попросите ребёнка направить язычок вверх к нёбу. Проведите им вперёд и назад, как будто язык — это волшебная кисточка.
  • «Лошадка». Пусть ребёнок попробует сделать язычком так, как лошадка.
  • «Чистим зубки». Почистите язычком верхние и нижние зубы.
  • «Грибочек». Попробуйте направить язычок к нёбу и задержать его в этом положении, широко открыв рот. Таким образом, уздечка будет ножкой, а язык шапочкой грибочка.
  • «Индюк». Направьте язык к верхней губе и произнесите «Бл-бл-бл».
  • «Чашечка». Попробуйте завернуть боковые края языка и направить кончик языка вверх.

Научить ребёнка выговаривать звук р необходимо с помощью весёлых и занятных игр. Упражнение «Заведи моторчик» можно выполнять с помощью ватной палочки или пальчика вашего малыша, при этом очень тщательно вымыть руки. Попросите ребёнка выговаривать звук «д-д-д» при этом язык должен быть направлен за верхние зубки. Вы же должны помочь пальчиком вызвать вибрацию языка, направляя его рядом с уздечкой. Повторите это упражнение несколько раз, пусть ребёнок прислушается к себе. Возможно, он поймёт, как правильно «рычать», и всего-навсего нужно будет только закрепить звук в слогах и предложениях.

Упражнения для дыхания

  1. «Свечка». Представьте, что перед вами торт со свечкой. Попробуйте устроить соревнование: кто быстрее её задует.
  2. «Буря в стакане». Для выполнения этого упражнения необходимо: налить в прозрачный стаканчик немного водички, взять коктейльную трубочку и подуть в неё. Таким образом, получаются большие волны. Если же пузырьки будут небольшие, это свидетельствует о том, что у ребёнка нарушено речевое дыхание.
  3. «Снежинка»(листик, жучок, бабочки и другие). Вырежьте с бумаги снежинку и подуйте на неё. Следите, чтобы во время выполнения данного упражнения щёки ребёнка не надувались, вдох нужно делать через носик. Попробуйте подуть сначала медленно, а потом сильней. Для этого упражнения можно взять обычную вату.
  4. «Футбол». Выложите из кубиков или сделайте маленькие игрушечные ворота. Возьмите шарик или маленький кусочек ваты. С помощью трубочки попробуйте забить противнику гол в его ворота.
  5. «Весёлый лабиринт». Для выполнения упражнения потребуется кусочек ваты и счётные палочки. С помощью счётного материала выложите лабиринт и попробуйте дойти до финиша, передвигая вату струёй воздуха.

Формы: механическая и функциональная дислалии

Механическая

(органическая) дислалия обусловлена анатомическими дефектами в строении органов речевого аппарата. Причины подобных дефектов могут быть как врожденными, так и приобретенными. Повреждение костного или мышечного строения периферического речевого аппарата произошло вследствие наследственных факторов, родовой травмы или травмы в постнатальный период. К таким повреждениям относят:

– щель между передними зубами;

– отсутствием зубов или их искажения: расположение вне челюстной дуги, растут с разворотом, наклоном, гнилые, кривые, неполная челюсть;

– дефекты в строении челюстей: прогнатия – верхняя челюсть резко выдвинута вперед, нависает над нижней; прогения – нижняя челюсть резко выступает вперед; дефекты прикуса – глубокий, открытый (передний, боковой, двусторонний, перекрестный). При нарушении прикуса страдает функция жевательной системы, часто нарушается дыхание. В сочетании с дефектами зубов появляются признаки типа прихлюпывания, пришептывания, причмокивания.

2) неправильное строение неба: высокое, готическое, узкое, плоское. При таком строении страдает правильное произношение шипящих, свистящих и сонорных звуков, поскольку язык приходится задирать выше. По этой же причине речь становится невнятной.

3) патологическое искажение величины и формы языка:

– очень маленький язык – микроглоссия;

– слишком большой язык – макроглоссия;

– широкий и короткий;

– узкий и тонкий язык;

– укороченная подъязычная уздечка. При этом нарушается произношение звуков и .

4) дефекты губ: тонкие, толстые, малоподвижные, массивные, узкие. Это ведет к тому, что неправильно произносят губные, губно-зубные и лабиализованные гласные звуки.

Функциональная дислалия

– при отсутствии органических поражений ЦНС и органов артикуляции ребенок искажает звуки, потому что неправильно их усвоил. Может быть нарушено произношение одного или нескольких звуков по разным причинам.

  1. Биологические факторы.

– общая мышечная слабость на фоне соматических заболеваний, особенно в сензитивный период формирования речи.

– минимальная мозговая дисфункция, повлекшая задержку психического развития.

– запоздание появления речи, легкое нарушение фонематического восприятия.

– снижение физического слуха в сензитивный для речи период.

2. Социальные факторы. В период формирования речи у ребенка было неблагоприятное социальное окружение, взрослые сами имели дефекты речи или грамматически неверно составляли высказывание. Возможно, имело место ограничение речевых контактов, двуязычие в семье, или взрослые излишне сюсюкались, и не исправляли искаженное произношение малыша. Несформированность звуковых средств общения зависит также и от питания. Если ребенка до двух лет кормили жидкой мягкой пищей, продуктами, размягченными на блендере, намеренно избегая твердой пищи, типа кусочков мяса, картошки, хлеба, печенья, которые надо тщательно прожевывать, то у него оказалась недоразвита функция жевания, недостаточно укреплены мышцы языка, что напрямую влияет на произношение некоторых звуков. В первую очередь, это относится к заднеязычным звукам , , и их мягким вариантам.

Ход занятия

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Мы с вами познакомились уже со многими звуками. Скажите дети, какие бывают звуки? (Гласные и согласные).

Давайте поиграем в игру «Разложи картинки».

Каким цветом обозначаем гласные звуки? Каким цветом обозначаем согласные звуки? Картинки слова, в которых начинаются с гласного звука приготовлен домик красного цвета, для картинок, слова которых начинаются с согласного звука – домик синего цвета.

— Иди Аня выбери картину и помести домик.

— Почему ты поместила в красный домик? (Потому что, слово начинается с гласного звука).

-Какой первый звук в этом слове Аня? И т. д.

Послушайте дети я расскажу вам историю. Жила одна курица. Снесла курица яйца не золотые, а простые. И вылупились из них маленькие, жёлтенькие цыплята. Но вдруг прилетела злая волшебница и унесла маленьких цыплят. Плачет курица «Спасите моих маленьких цыплят»

Ребята, поможем курице? Спасём её маленьких цыплят?

Дети: Да.

— Но чтобы спасти цыплят, надо выполнить много заданий. Но я думаю, что вы справитесь с ними.

1. Задание

Цы-цы-цы,

Зайцы, мельницы, птенцы.

Цо-цо-цо,

Деревцо, кольцо, крыльцо.

Ца-ца-ца,

цапля, улица, пыльца.

(И. Лопухина)

Педагог просит детей определить, с каким звукомсегодня они будут знакомиться:

Дети определяют, что это звук . Давайте все вместе назовём этот звук. Назови Егор. (Вика, Сева). Какой он гласный или согласный? Как произносится звук? (мягко и твёрдо).

Педагог обращает внимание на то, что звук во всех словах произносится только твердо (уверенно); у него нет мягкого произнесения, как у других согласных звуков. Артикуляция звука

Артикуляция звука.

Дети разбирают артикуляцию звука ,смотря в зеркало: губы в улыбке; зубы сближены; широкий кончик языка упирается за верхние зубы; посередине языка идет сильная короткая воздушная струя.

Ещё раз повторите, посмотрите друг на друга.

Характеристика звука. Звук — согласный, всегда твердый.

2 задание Дети назовите слова со звуком «ц» из истории с курицей. (Курица, яйца, цыплята, волшебница.)

Скажите сколько слогов в слове курица? а где находится звук в этом слове? (середина). Звук может находиться в начале, в середине или в конце слова. Придумайте и назовите слова в которых звук «ц» начале и в конце слова (огурец, шприц, принц и т. д.)

Физкультминутка.

Будем хлопать мы в ладоши,

Если звук услышим «ц».

На другие звуки —

Опускаем низко руки;

И пойдем по кругу

Друг за другом.

Примерный набор слов: цапля — аист, царь — король, птица — зверь, яйцо— цыпленок — курица — петух.

3 задание.

Дети, скажите из чего состоит предложение? (Из слов). Определите сколько слов в предложении «Курица снесла яйчо». (Три). Назовите первое слово в предложении (второе, третье).

Назовите слова с новым звуком.

4 задание.

Знакомство с буквой.

Звук обозначается буквой Ц.

Педагог показывает детям буквуи читает стихотворение:

Буква Ц —

Внизу крючок,

Точно с краником бачок.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять

Цыплята вышли погулять.

Посмотрели, нет ли кошки,

Поклевали зёрна, крошки.

Крылышками помахали,

И на место побежали.

Давайте напишем букву Ц на песке.

Дети пишут букву Ц на песке.

Под тарелочкой с песком, достаньте листочки, возьмите ручки из пеналов и проведите по точкам линию. Что у вас получилось? (Показать).

-Вот мы и нашли всех цыплят.

Давайте отнесем их курице.

Дети относят цыплят курице. Курица очень рада что вы нашли её цыплят.

Итог занятия.

Какие задания вы выполняли?

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Трудные ли были задания?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector