Устранение горлового произношения звука «р»: пошаговая работа

Содержание:

Речевой слух

Очень частая проблема при нарушенном речевом слухе – замена на «Л». В этом случае особенность постановочных тренировок заключается в чередовании в словах правильной и заменяющей фонемы. Школьник должен научиться различать эти звуки в начале, середине, конце слова.

Логопед произносит слова: комар, молоко, рука и подобные. Пациент должен отвечать, в каких произносимых словах есть «Р». В словарную цепочку можно включать слова с согласными, совмещёнными с проблемной фонемой: лавр, гром и прочие.

Особенной отработки требуют сложные для детского речевого аппарата сочетания:

  1. Д-Р. Сначала произносят длинное «Д», затем прибавляют вибрирующее «р-р-р»: друг, драка, ведро.
  2. Т-Р. Трус, труба, троллейбус.
  3. З-Р. Зрение, поздравление, здравствуйте.

Возможные сложности

Если возникает затруднение в выполнении указанных упражнений с раскрытым ртом или наблюдаются одновременные с работой языка «прыгающие» движения нижней челюсти, сбоку между коренными зубами следует ввести деревянный шпатель или резиновый брусок (зубную щетку), который будет выполнять роль распорки. Вскоре необходимость в механической фиксации нижней челюсти отпадет.

Вибрацию языка можно получить и без использования шпателя, если в момент произнесения «д-д-д» постучать ладонью внизу под подбородком. Ребенок произносит слова с обратные слогом, педагог постукивает ладонью под подбородком снизу (например, «а-д-д, и-д-д, ка-д-д, па-д-д…»).

Основные причины плохого произношения звука Р и РЬ

Неправильное речевое дыхание

Наше речевое дыхание является основой правильного произношения любых звуков. Его нарушение чаще всего возникает вследствие болезни аденоидов, насморка, перешедшего в хроническую форму, а также сердечно-сосудистых заболеваний. Правильно разработать речевое дыхание поможет логопед. Только он, учитывая все особенности здоровья детей, может назначить требуемую гимнастику. Эта гимнастика включает в себя произношение слов вместе со специальными упражнениями.

Проблема в речевом слухе

Чаще всего нарушение речевого слуха происходит у детей в возрасте от трех лет. Это период становления речи и активного подражания взрослым. В этом возрасте дети пытаются повторить все фразы, которые слышат в своем окружении, коверкая их или путая буквы, особенно согласные, меняя звонкие на глухие или наоборот. Логопед здесь может не понадобиться. Постановка звука может не потребоваться, чаще всего речь наладится сама со временем.

Плохое развитие артикуляционного аппарата

Развить хорошую артикуляцию можно только выполняя активные лицевые упражнения. Они быстро укрепят мышцы лица ребенку, а также достаточно разовьют органы речи. Специальные артикуляционные упражнения можно представить в виде игры, так будет намного интереснее их выполнять.

Существует следующая артикуляционная гимнастика, которую может назначить логопед:

  • Улыбнитесь и откройте немного рот, затем проведите языком от неба до горла как можно дальше;
  • Начальное положение такое же, только высунутым языком двигайте назад вперед, от одного уголка рта к другому;
  • Языком проведите по верхним и внутренним зубам начиная с левой стороны и двигаясь к правой стороне.

Индивидуальное строение уздечки

Иногда неправильное произношение звука может происходить вследствие физиологических особенностей у детей. Артикуляционная гимнастика в этом случае не поможет. Эту причину может выявить только логопед. Неразвитая подъязычная связка может мешать доставать языку до неба, из-за чего будет происходить плохое произношение некоторых звуков. Решить эту проблему у детей помогут специальные упражнения, а также массаж. Но есть случаи, когда логопед может принять решение немного подрезать языковую уздечку ребенку. В этом нет ничего страшного. Это необходимо для нормального движения языка в речи и правильной постановки звука.

Способы постановки звука

Скороговорки на произношение звука «р».

Основные приемы постановки:

По подражанию — внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляции при использовании зрительного и слухового контроля.
Механическим способом — с использованием логопедических зондов, шпателей, поручных средств.
Смешанным способом — постановка от других звуков.

Период закрепления правильного звука — от 25 до 60 дней. Уроки проводят 2 раза в неделю, без логопеда в домашних условиях занимаются ежедневно.

Подражание

До 6 лет чистые «Р» и «РЬ» появляются у детей по подражанию. Ребенок овладевает артикуляцией самостоятельно через фонематическое восприятие, ориентируясь на речь окружающих людей. Поэтому произношение взрослых должно быть чистым и четким, без нарушений.

Постановка «Р» от звука «Д»

Можно научить ребенка говорить букву «Р», отталкиваясь от уже сформированных звуков.

Постановка от «Д»:

  1. Ребенок звонко произносит «Д». Кончик языка упирается в альвеолы верхнего неба. Язык не отрывается от неба.
  2. Повторять без остановки «Ддддд». Язык завибрирует и появится «ДДД-РРР».
  3. Говорить слоги ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, в которых «Р» звучит твердо.
  4. Проговаривать слова, которые начинаются с «ДР», «ТР», отработать произношение.
  5. Убрать «Д» из упражнений.

Упражнения от звука «Ж»

Если дошкольник корректно выговаривает «Ж», то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации «Р» подбирать слова без использования «Ж».

Постановка от звука «З»

Ребенок произносит «З» кратко, слегка дотрагиваясь языком до альвеол, сильно дует на язык. Будет слышен одноударный «Р», который потом легко переходит в вибрирующий.

Этот способ редко применяется на практике, т.к. артикуляция «Р» и «З» различна.

Упражнения от звука «С»

Ребенок длительно тянет «Ссссс», затем вдыхает через рот и прижимает язык к альвеолам. Появится короткий «Р», который автоматизируется через вышеописанные упражнения.

На вдохе

Отличительная особенность вышеописанного метода в том, что звук вызывается на вдохе. Речь строится на длительном выдохе, вдох при речевом дыхании короткий. Но при постановке «Р» от «С» ребенок произносит звук, вдыхая воздух.

Способы постановки звука «р».

Механическим методом

«Р» ставится механическим способом с помощью логопедических инструментов. Ребенок открывает рот, поднимает язык к небу. Логопед постукивает молоточком в альвеолы, добавляет вибрацию шпателем. Звук закрепляется с помощью упражнений, отрабатывается вибрация сначала со шпателем, потом без него.

Вибрацию языка удается получить следующим способом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке), убрать язык за верхние зубы и сильной струей воздуха сдуть его с языка.

Механический метод применяется с осторожностью, в игре, чтобы не травмировать дошкольника

Гимнастика для языка

Для правильного звукопроизношения нужно хорошо управлять мышцами языка. Вот какие упражнения для постановки предлагают детям.

«Блины»

Малыш расслабляет язык и располагает его на нижней губе. При этом зубки не должны быть прикрыты губами. Если такая вариация упражнения окажется проблематичной, пусть высунет язык между губами и скажет «ба-ба-ба». После этого опять распластать язычок и подуть, пока по его середине не образуется желобок.

«Кошка»

Кончик языка загибается кверху. Если это проблемно, предложите облизать верхние зубки с внешней стороны слева направо, а затем и верхнюю губу так же.

«Качели»

Упражнение выполняется внутри рта. Кончик язычка загибается по очереди вверх и вниз между зубками. При этом его постепенно нужно оттягивать вглубь ротовой полости.

«Лошадка»

Малыш щелкает кончиком языка, потом присасывает его к переднему краю неба и отрывает. При этом широко раскрывает рот.

«Грибок»

Исходное положение — упражнение «Улыбка». Малыш присасывает переднюю часть языка к твердому небу, смыкает и размыкает губы. Связки под языком напрягаются, должны возникнуть несильные болевые ощущения.

«Пулемет»

Ученик улыбается, открывает рот и стучит кончиком языка по внутренней поверхности верхних зубок. При этом отчетливо говорит «д-д-д-д».

«Гул самолета»

Исходное положение — «Улыбка», кончик языка расположен за верхними зубками. Малыш говорит «з» и «ж», пока не получится звук, похожий на рокот мотора.

Дефектное произношение

Не все родители могут определить правильно ли их ребенок говорит. Обычно на искаженное произношение указывают врачи, воспитатели или другие взрослые люди. Косноязычие свойственно детям до четырех лет. До этого возраста никто не ждет от них идеальной речи. Звуки , , , относят к сонорам. В норме они появляются к пяти годам. Такой долгий срок формирования обусловлен сложностью произношения.

При звуке кончик языка поднимается к альвеолам (бугоркам за верхними зубами). Он напряжён и вибрирует от воздушной струи. Боковые края языка прижаты к зубам, воздух проходит по середине. Мягкое небо закрывает проход в нос. В итоге под воздействием воздушной струи разрывается смычка между кончиком языка и альвеолами, язык начинает вибрировать.

Звук образуется аналогичным образом. Только кончик языка опускается чуть ниже, средняя часть языка поднимается чуть выше.

ротацизмом

Если происходит замена на другой звук, то этот дефект называется параротацизмом.

Для определения правильного звучания нужно посмотреть на артикуляционный уклад. Если наблюдаются отклонения от нормативного звучания (язык не поднимается или дрожит целиком и т.п.), то ребенок говорит неправильно. Для проверки наличия замен звуков ребенку предъявляют ряд картинок, где есть разное положение звука (в начале, середине, конце).

Желательно зафиксировать как произносит ребенок (например, вместо «рыба» говорит «лыба»). Нередко встречается отсутствие звука. Тогда слово будет звучать не «корова», а «ко’ова».

Что такое дизартрия? Причины возникновения

Диагноз «дизартрия» подтверждает невропатолог, учитывая заключение логопеда. Чем характеризуется такое состояние? Признаками заболевания является ограниченность подвижности органов речевого аппарата, в частности, языка и губ, которые возникают в результате неврологических патологий: детского церебрального паралича, родовых травмах черепа, нарушении мозгового кровообращения, травмах и опухолях головного мозга и других нарушениях.

У детей отмечаются нарушения восприятия на слух речи, произношения слов. И, как следствие, неспособность к обучению чтению и письму, общая недоразвитость речи.

В первую очередь необходимо провести медицинское обследование и выявить первопричину патологического состояния. Только затем можно приступать к постановке звуков логопедическими методами. Постановка звука «Р» при дизартрии требует регулярных длительных занятий на фоне применения методов ЛФК, приема лекарств и других показаний невропатолога.

Артикуляционная гимнастика для звука Р

Постановка произношения звука Р осуществляется поэтапно, начальный и важный этап – гимнастика, подготавливающая речевые органы к основному постановочному комплексу. Домашний способ стимулирования речевого аппарата подразумевает использование зеркала или подражание пациента правильно произносящему человеку. Тренировки проводятся ежедневно, но недолго, чтобы дошкольник не утомился, не потерял интерес.

Когда постановка звука Р производится поэтапно, гимнастические занятия позволяют усилить выдыхание воздуха, растянуть уздечку, укрепить языковые мышцы.

  1. «Качели». Рот раскрывается, язык высовывается, качается вверх и вниз, прикасаясь к зубам. Останавливается на верхних зубах на 10 секунд.
  2. «Сладкое варенье». Язык облизывает губы сначала по часовой, потом против часовой стрелки.
  3. «Индюк». Рот приоткрывается. Язык скользит в обе стороны по верхней губе, не отрываясь от неё. Движения ускоряются, при этом нужно постараться говорить «бл-бл-бл».
  4. «Художник». Язык, словно кисточка, облизывает зубы, нёбо, внутреннюю поверхность щёк.
  5. «Наказание». Язык высовывается из ротовой полости, быстрыми движениями сдавливается губами с одновременным выдыханием воздуха.
  6. «Лошадь». Язык цокает по нёбу, подражая звучанию лошадиных копыт.
  7. «Грибок». Язык прижимается к нёбу, держится 10 секунд. Вытянувшаяся уздечка похожа на ножку гриба.

Способы постановки фонемы Р

Методы становления звука Р разнообразны. Можно применять один из предложенных, а можно использовать несколько одновременно. Детальный план с этапами работы составляет специалист, учитывая потребности малыша и возможности.

Основные способы:

  1. Подражание. Выполняется с помощью зеркала. Ребенок вместе с взрослым садятся напротив зеркала. Родственник или специалист наглядно демонстрирует, каким образом располагаются речевые органы при воспроизведении звука. Кроха должен повторять, показанное, контролируя правильность смотря на свое отражение.
  2. Постановка с помощью буквы «Д». Малыш приоткрывает рот. Языком дотрагивается неба и быстро говорит букву «Ддддд». Потом повторяет тоже при сильном выдохе. Так получается вибрация необходимая для звука «Р».
  3. Постановка с помощью буквы «З». Кроху просят воспроизвести букву «З». Язык поднимают вверх и кончиком двигают по выступам на небе возле верхних зубов при этом звучит фонема. На слух выходит звук «Ср».
  4. Механический способ. Метод выполняется с использованием упражнения моторчик. Ребенку предлагают долго произносить звук «Д». В это время чистым указательным пальцем или специальной лопаточкой шевелят язычок под низом из стороны в сторону. Как только после занятий станет слышен звук Дрррр… необходимо закрепить результат. Учить малыша проговаривать слова с буквой «Р», скороговорки, стишки и т.д.
  5. В положении лежа. Подходит для деток с большим языком. Перед постановкой проводят специальный массаж. Логопед присаживается на краю кушетки. Малыш кладет голову ему(ей) на колени. В таком положении он должен произносить звук «За». Специалист, удерживая подбородок ребенку шевелит инструментом язык, создавая вибрацию.

Тексты для автоматизации звука Р:

На стройке

Фёдор встаёт с первыми петухами. Быстро одевается. Надо на стройку. В термосе есть чай. Но Фёдор утром его не пьёт. Достаёт кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надевает куртку, выходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мотор и едет на стройку. Трудовое утро начинается.

В огороде

У Ромы и Тамары огород. В огороде на грядках зреют красные помидоры, разноцветные перцы, хрустящие огурцы, цветет сахарный горох, растет кудрявая петрушка. Рома и Тамара рыхлят грядки, удобряют их. Хороший будет урожай!

В зоопарке

Вчера Рома и Рая были в зоопарке. Там они видели много разных животных и птиц.  Роме особенно понравились тигры и пантеры, а Рае — пёстрые зебры и жирафы.  Рома и Рая расспрашивали экскурсовода, где живут эти животные, и чем их кормят в зоопарке

Покормили птиц

Трещал сильный мороз. Вера и Ира вышли на улицу. Вера прикрепила к веткам березы кусочек сала. Вот ветка покачнулась. Это прилетели воробьи, синички, красногрудые снегири. Тут в сторону отлетел красный снегирь. Он ест только зернышки и семечки. Ира подбежала к дереву и разбросала горстку семян. Птицы были рады. Всю зиму дети кормили птиц!

Друг

У Егора есть друг. Его зовут Артём Дронов. Егор дружит с ним с первого класса. Вместе Егор и Артём делают уроки, играют в футбол и компьютерные игры.

Как-то раз Егор простудился. Врач прописал ему пить микстуру от кашля. Егор лежал дома в кровати, а Артём купил микстуру в аптеке. Всю неделю Артем навещал своего друга, рассказывал ему школьные новости.

Юра и Рая

У Юры ракета. У Раи ракетки. Утром Юра и Рая играют с ракетой. Ракетой правит Юра, а Рая руководит игрой. Потом они идут во двор и играют в бадминтон Раиными ракетками. Юра и Рая любят играть друг с другом.

Мечта таракана

У Ромы в кармане дырка. Рома набивает карман едой. Таракан ходит за Ромой и подбирает сухари, баранки, фрукты и крошки от торта. Сегодня таракан позовёт в гости своих друзей, и будет у них пир горой. Дырка в кармане неряхи — мечта каждого таракана

Формы ротацизма

Родители редко могут услышать дефектное звучание. Опытный логопед сразу его определит. Редко встречается полное отсутствие мягкого звука «Рь». В таком случае ребенок вместо «царь» скажет «ца».

Картавостью называют велярное произношение. Из-за вибрации мягкого нёба появляется лишний шум, искажается звучание. При увулярной форме работает маленький язычок.

При боковом произношении вибрация идет не на кончик языка, а на его боковые края. Форма характерна для дизартрии, дефектов строения речевого аппарата (короткая подъязычная связка).

При билабиальной форме звук создается дрожанием губ, получается сочетание «прррр». Его иногда называют «кучерским».

Иногда у ребенка получается сказать одноударное «Р», в таком случае колебаний языка не наблюдается. На выходе звучит искаженное «Д».

Заменяться «Рь» может на разные звуки: твердое «Р», «Л», «Ы», «Д» и другие.

Второй этап

Автоматизация звука в слогах начинается с избавления от призвука. Для того чтобы это произошло, нужно хорошо укреплять мышцы языка. С дошкольником продолжают делать артикуляционную гимнастику. Если возникают сложности, то это означает, что мышцы все еще слабые и без опорного звука, поэтому сложно вывести чистый .

Отработку начинают с прямых слогов

Не стоит акцентировать внимание ребенка на изменениях. Иначе он неосознанно начнет делать ошибки

Можно взять большой игральный кубик, предложить сказать «РА» столько раз, сколько выпадет на нем. Такой прием позволит не только улучшить речь ребенка, но и будет развивать его математические представления.

Слоговые дорожки тоже используются. Для этого необходимо сначала давать одинаковую последовательность, постепенно увеличивая ее. Еще один хороший способ избавления от призвука: необходимо взять мячик, предложить ребенку сесть на пол. Задача логопеда назвать начало слова, а ребенок добавляет «Р». Например: хо…(мяч катится) р, ва… (мяч катится) р

Важно чтобы дошкольник сам не только добавлял звук, но и называл слово целиком

Автоматизация звука в слогах направлена на выработку чистого звучания

Важно избавиться от помощи в виде опорного звука. На это уйдет много времени

Параллельно необходимо развивать речевой слух ребенка. Для этого используют специальные задания. Логопед предлагает дошкольнику хорошо прислушаться, называет ряд искаженных звуков, задача – хлопнуть в ладоши, когда будет чистый .

Усложнение последовательности слогов в дорожке тоже стимулирует память и речевой слух. Если сложно запомнить четыре слога, количество сокращают до двух. Можно совместить автоматизацию с активными играми.

Логопед и ребенок перекидывают мячик, вспоминая как можно больше слогов со звуком . Или взрослый раскладывает специальные бумажки по комнате. Каждая из них содержит особое задание. Например, произнести несколько раз слог, вспомнить артикуляцию звука, найти ошибку и т. п.

После того как прямые слоги будут отработаны, переходят к обратным. Способы автоматизации аналогичны предыдущему этапу. Постепенно ребенка готовят к звуковому анализу слов. Для этого в слоге утрировано произносят первый гласный: аааааааар, оооооооор, уууууууур, ыыыыыыыр.

Дошкольника просят обратить внимание на то, какой звук был первым, какой вторым. Для облегчения восприятия используют картинку-схему в виде птички

Первый звук – голова, последний – хвост, все что между ними – это середина. Картина должна быть поделена на три части вертикальными линиями.

После усвоения слогов переходят к следующему этапу – автоматизация звука в стихах, фразах, текстах.

Дыхательная гимнастика

Оказывается, для того, чтобы правильно произносить звуки, в том числе и «Р», нужно научиться правильно дышать. Предлагаем несколько простых, но эффективных упражнений:

  • зажгите свечу, а ребенку предложите ее задуть;
  • малыш лежит на животе, в области диафрагмы положите небольшую мягкую игрушку; ребенку необходимо «покатать» игрушку делая глубокий вдох и медленный плавный выдох;
  • с помощью коктейльной трубочки и емкости с водой дуем «бурю»;
  • для выработки правильной для произношения звука «Р» струи воздуха попросите малыша выдувать воздух приоткрытым ртом, достигая вибрации губ;
  • можно проводить эстафету «Кто дальше?», используя вату – «снежинки», листочки, скомканные в шарики кусочки бумаги, игрушечные вертушки, кораблики на воде.

Для безопасного проведения таких упражнений применять их нужно не на полный желудок, в свободной одежде и не дольше 5 минут.

Как научить ребенка 4-6 лет говорить звук «р» быстро в домашних условиях?

Если малыш начал картавить или подменять «р» другими, более легкими для произношения звуками, то не стоит пускать проблему на самотек. С ребенком нужно заниматься. Лучше всего предоставить это врачу, специализирующемуся на становлении речи – логопеду. Но не все родители готовы воспользоваться его услугами, некоторые предпочитают научить малыша выговаривать звуки в домашних условиях. Для этого следует применять комплекс специальных упражнений.

Упражнения для речевого аппарата

В помощь родителям разработаны специальные упражнения, которые помогут развивать речевой аппарат, что очень важно при проблемах с речью и выговаривании звука «р». Гимнастика для губ

Губы также участвуют в воспроизведении звуков. Поэтому для их разработки применяют следующие упражнения:

Гимнастика для губ. Губы также участвуют в воспроизведении звуков. Поэтому для их разработки применяют следующие упражнения:

  • растянуть губы в широкой улыбке и задержать в таком положении на несколько секунд;
  • сложить губы трубочкой и максимально вытянуть их вперед (показать хоботок слоника);
  • зубы сомкнуть, при этом раскрыть губы, чтобы зубки были видны (упражнение «Заборчик»).

Гимнастические упражнения для языка:

  1. «Лошадка». Ребенок должен показать языком, как цокает лошадка.
  2. «Качелька». Сначала малыш высовывает язык и пытается достать до носа. Потом язычок опускается вниз к подбородку. Повторять упражнение следует до тех пор, пока кроха не устанет.
  3. «Варенье». Малыш представляет, что его губы вымазаны вареньем, которое нужно слизать язычком – сначала с верхней, а потом с нижней губы.

Упражнения при короткой уздечке

Если у ребенка до 5 лет проблемы с выговариванием звуков связаны с короткой уздечкой, то необязательно решать ее хирургическим путем. Логопеды рекомендуют попробовать растянуть ее, используя особую технику массажа, а также специальные артикуляционные упражнения. Проводить занятия следует в игровой форме:

  1. Соревнование – кто дотянется до кончика носа. Мама предлагает крохе поиграть в веселую игру – попробовать дотянуться до носа кончиком языка.

  2. Лакать как котенок. Ребенку предлагают притвориться котенком и попробовать не пить, а лакать молоко или сок. Такое упражнение отлично растягивает уздечку.

Также взрослый может проводить ежедневный массаж уздечки. Для этого нужно попросить ребенка открыть рот и поднять язычок. Массажные движения производятся большим и указательным пальцами, периодически (не сильно) подтягивая уздечку вверх. В день 2 подходов по 2 минуты будет достаточно.

Дыхательные упражнения

Неправильное дыхание часто становится причиной проблем с речью. Для его улучшения используются такие упражнения:

  1. «Именинный торт». Ребенок должен представить, что перед ним торт со свечками. Его задача – задуть свечи. Для этого следует набрать побольше воздуха в легкие и с силой его выдуть.
  2. «Снежинка». Нужно представить, что у крохи на ладони снежинка. Попросите его носом вдохнуть воздух, а потом плавно выпустить его через рот, чтобы сдуть воображаемую снежинку.

Как поставить звук “р” в домашних условиях

Как научить ребенка выговаривать букву “р” дома? Несмотря на желание быстро поставить звук “р” и научиться говорить ее за 5 минут, только терпение и труд станут тем фундаментом, на котором по кирпичику можно построить четкое звучание речи вашего малыша. А чтобы эти условия соблюсти, не забудьте про эмоциональную составляющую: ваша задача — логопедические упражнения на звук “р” сделать увлекательной игрой и обеспечить всем участникам хорошее настроение.

Итак, упражнения для выговаривания буквы “р” начинайте с разминки:

Далее следует основная часть по постановке звука “р” у детей,  в которой можно выделить три этапа:

  • “р”, звучащий автономно;
  • “р” в слогах и в словах;
  • “р” в связной речи.

Ставим звук “р”, используя один из вариантов:

1. Тяните непрерывно “ддддддд” и не отрывайте язык от неба. Когда он завибрирует на сильном выдохе, получится звук “ддд-ррр”. Затем переходите на слоги “дра”, “дро”, “дру” с твердым “р”. Потом — на слова с этими слогами (дрова, дружба, драма) и на звук “тр” (труд, тракт, тропа). Когда эти приемы будут хорошо отработаны, убирайте “д” и “т” и учитесь говорить звук “р” без них: град, брать, кран, баран, город, корова, забор, топор.

Если не получилось произнести “р”, то на этапе непрерывного “д” можно легонько подтолкнуть язычок ребенка в глубь рта, например, палочкой от мороженого, или повибрировать ею же на середине языка. Звук “ддррр” должен получиться! А дальше — уже слоги и слова.

https://youtube.com/watch?v=YlXEEAQfN0Y

2. Если у ребенка чистый и отчетливый звук “ж”, то научить ребенка произносить букву “р” можно, воспользовавшись этим способом. Жужжите громко, сильно, одновременно отодвигая язык вглубь. Получается короткий звук “р”. Упражняйтесь многократно, затем переходите на слоги и слова, которые  начинаются на “жр”, а потом убирайте “ж” и работайте с “р”, как описано выше.

3. Чтобы научиться выговаривать “р”, попросите ребенка произнести “сссс” на выдохе, а затем вдохнуть через рот, прижав язык к небу рядом с верхними зубами. Возникает нужная вибрация и звучит “р”. А далее — тот же алгоритм: этот звук в слогах и в начале, середине, конце слова.

4. Можно сделать постановку “р” от “рь”. Учитывая, что мягкий звук “рь” одноударный, добейтесь его длительной вибрации “рьрьрь” и переводите в звук “ррр”. Затем отрабатывайте оба звука в слогах и словах.

Подражание явлениям окружающего мира, например, рычанию тигра, шуму от работающего двигателя самолета или мотора трактора, повышает эффективность учебного процесса, а долгожданный результат наступает быстрее.

Для того, чтобы поставить звук “р” и закрепить свое достижение, выполняйте упражнения для автоматизации звука: учите и проговаривайте скороговорки, стишки, чистоговорки.

Постановка мягкого звука “рь” делается после того, как закреплено произношение твердого “р”. Упражнениями для проговаривания буквы “р” в этом случае являются чистоговорки с мягким “р”:

Скороговорки отлично помогают поставить мягкий  “р” :

Как успехи? Можно отдохнуть)

Упражнения для растяжения уздечки языка

Для устранения врожденного дефекта необходима помощь логопеда – гимнастика разрабатывается индивидуально. Заниматься лучше в форме игры, иначе малыш быстро потеряет заинтересованность тренировками.

Отлично помогают растянуть уздечку попытки дотянуться язычком до кончика носа. Ребенок должен стараться максимально сильно, поэтому рекомендуется предложить соревнование, у кого это лучше получится. В день проводить занятие не менее пяти раз.

Еще одно эффективное игровое упражнение, позволяющее справиться с дефектом – предложить малышу попробовать кушать, как котенок. Можно просто воспроизводить движения, но лучше налить в тарелочку сгущенку и предложить ее «вылакать».

Для быстрого избавления от дефекта рекомендуется применить массаж. Делать его обязательно чисто вымытыми руками. Малыш должен открыть рот, поднять язычок вверх. Массировать легкими движениями уздечку, можно незначительно подтягивать к зубам. Лучше первые процедуры проводить под контролем логопеда – это позволит не допустить ошибок. Длительность манипуляций – не более трех минут в день.

Упражнения для произношения звуков

Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.

1. Чтобы освоить букву «С» рекомендуются применять упражнения:

  • «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
  • «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).

В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:

«В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку она сидит».

2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.

3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?

4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:

«Милый мишка,
Славный мишка,
Весь из плюша
Сшит наш мишка».

5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.

6. Чтобы освоить букву «Ч», попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.

7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:

«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.

«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.

«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.

Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:

  • Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
  • На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
  • Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь.

Автоматизация звука Р в слогах (ра, ро, ры, ру)

После получения изолированного звука, его введение в речь начинают с слогов. Если постановка была от опорного звука, то используют сочетания: дра, дро, дру и т.п. Для того чтобы детям было интересно это делать, произношение звуков совмещают с разными играми.

Предложите ребенку выкладывать фишки на каждый произнесенный слог либо прошагать его

Для развития слуховой памяти ребенка не только просят повторить слоги, но и запомнить их. Например, дается дорожка: дра-дра-дро-дра. Ее нужно повторить. Если ребенку сложно воспроизвести 4 слога, то их количество уменьшают до трех или двух.

Посмотрите видео с упражнениями для автоматизации звука Р:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector