6 правил монтессори у вас дома
Содержание:
Система Марии Монтессори
Пожалуй, имя, с которым в первую очередь ассоциируется понятие раннего развития, — это Мария Монтессори. Ее методика, основанная на принципе «помоги мне сделать это самому», пробуждает в детях естественное желание удовлетворять природный познавательный интерес через действие и манипуляции с предметами среды в атмосфере свободного выбора и самоопределения.
• Мария Монтессори — ученый, детский врач, педагог и мыслитель-гуманист XX века итальянского происхождения. Начав свою педагогическую деятельность с работы с детьми, имеющими ограниченные возможности, и получив феноменальные результаты (ее воспитанники научились читать, считать и писать раньше своих сверстников без когнитивных нарушений), Мария Монтессори решается внедрить свои наработки в общепедагогическую практику.
• Вскоре система обучения Марии Монтессори получила всемирное признание и является широко востребованной педагогами и родителями уже более ста лет. Принципы этой концепции лежат в основе педагогической деятельности детских учреждений — садиков, школ, образовательных центров — по всему миру, в том числе и в нашей стране.
• Методика Марии Монтессори строится на понимании природы ребенка как любознательного исследователя, имеющего свои индивидуальные особенности в том, что касается предмета интереса и темпов познания окружающей действительности, осуществляющего свободный выбор и несущего за свои слова и поступки личную ответственность.
• Ребенок, осваивая окружающую его предметную среду, приобретает навыки социального взаимодействия, самообслуживания, поддержания порядка и чистоты, овладевает конкретными видами деятельности (приготовление еды, глажка белья, стирка), развивает такие качества, как терпение, настойчивость, получает базовые представления о месте и функции предметов в быту, учится сопоставлять их по различным параметрам, тренирует память, внимание, мелкую моторику, речь. Объектом исследований ребенка становится не дающая быстрых и однозначных ответов на познавательный интерес предметная среда, в которой он существует
Окружающая действительность, богатая на стимулы, не только инициирует любопытство само по себе, но и постоянно подпитывает его. Этому способствуют особый рабочий материал и методические пособия, предполагающие множественность вариантов взаимодействия с ними
Объектом исследований ребенка становится не дающая быстрых и однозначных ответов на познавательный интерес предметная среда, в которой он существует. Окружающая действительность, богатая на стимулы, не только инициирует любопытство само по себе, но и постоянно подпитывает его. Этому способствуют особый рабочий материал и методические пособия, предполагающие множественность вариантов взаимодействия с ними.
В качестве методических пособий и инструментов выступают Монтессори-материалы:
• комплекты кубиков, цилиндров и других объемных геометрических фигур;
• лабиринты;
• рамки-вкладыши;
• шнуровки;
• наборы для пальчиковых игр и творческих занятий.
Все выполнено из экологически чистых материалов, по возможности из дерева. Сконструированы они так, что ошибки при манипуляциях с предметами видны ребенку сразу. Самоконтроль — один из важнейших развивающих элементов системы.
Монтессори-материалом могут становиться и любые подручные средства: банки с крышками, коробки, застежки, прищепки, природный материал (шишки, камешки, песок), небьющаяся посуда, бытовые мелочи, продукты (крупы, макароны, бобы).
На каких принципах строится работа с ребенком и самого малыша — с Монтессори-средой?
Краткое описание сути педагогики Марии Монтессори
Кратко суть методики Монтессори можно передать в одной фразе «Помоги мне это сделать самому». Автор системы была глубоко убеждена, что в каждом малыше с рождения скрыт мощный внутренний потенциал
Важно создать условия для того, чтобы он раскрылся, и тогда сформируется гармоничная личность
Система Монтессори предполагает воспитание без какого-либо принуждения. У ребёнка должен сам по себе проснуться естественный интерес к обучению. При этом учитываются его физиологические и психологические потребности в данный момент. Ключевым моментом будет «чего хочет ребёнок».
Основные принципы воспитания
В целом методика опирается на ряд принципов:
- Наблюдение за ребёнком. Задача взрослого (родителя, воспитателя) – пристально изучить малыша, понять особенности его внутреннего мира.
- Гуманизм — полное отсутствие психологического насилия, употребления тоталитарных педагогических методов.
- Свобода, независимость. Энергию ребёнка недопустимо подавлять, нужно, наоборот, направлять её в созидательное русло.
- Минимум влияния со стороны взрослого. Он просто помогает малышу разобраться в предмете, который он выбрал, ненавязчиво направляет, создаёт необходимую развивающую среду.
- Индивидуальный подход. Учитываются особенности ребёнка, степень его активности.
Сенситивные периоды: в каком возрасте что развивать
В методике Монтессори выделяются важные сенситивные периоды. Это возраст, в котором малыш наиболее легко и естественно постигает определённые вещи:
- Восприятие порядка (0–3 года). Дети учатся убирать за собой, соблюдать чистоту, вытирать пролитую воду, собирать рассыпанную крупу, мыть посуду. Согласно методике, в 4 года кроху уже труднее приобщать ко всему этому.
- Развитие действий, движений (1–4 года). Активно развивается координация, укрепляются мышцы. Самое время для освоения детских площадок с их лесенками, горками, качелями.
- Сенсорное развитие (0–5,5 лет). Познание мира посредством звуков, запахов, тактильного восприятия. Формируются представления о цвете, размере, форме.
- Восприятие маленьких предметов (1,5–5,5 лет). Это развитие мелкой моторики. Именно в это время важны манипуляции с различными предметами: перекладывание бусинок, нанизывание их на нитку, сортировка крупы, фасоли, гороха, собирание пазлов и пр.
- Речевое развитие (0–6 лет). Помогают этому различные карточки и прочие средства наглядности, книжки. Здесь уже возрастает роль взрослого.
- Развитие социальных навыков (2,5–6 лет). Опять-таки всё должно усваиваться непринуждённо, недопустимо ребёнка насильно заставлять здороваться или говорить «спасибо».
Творческий уголок
Очень часто краски, пластилин, клей хранятся в ящиках и других не доступных для детей местах. Ребенок рисует только тогда, когда ему предложит мама, а не тогда, когда ему этого захочется
Однако очень важно предоставить ребенку возможность спонтанного творчества
Постарайтесь организовать для малыша творческий уголок так, чтобы соблюдались все те же правила о доступности, ограниченности и регулярной обновляемости материалов.
Это может быть творческий столик в удобном для ребенка месте или полочка на вашем стеллаже, отведенная под творческие материалы. Не выкладывайте там сразу много разных материалов, пускай лучше они будут регулярно обновляться.
Естественно, если ребенок еще слишком мал, практически все пробует на вкус и еще не знает правил работы с некоторыми материалами, не стоит выкладывать в открытый доступ клей, острые ножницы или жидкие краски. Но стопочку бумаги и несколько восковых мелков уже можно положить.
Монтессори-среда
Монтессори-сад делится на ряд зон, в которых ребенок может свободно проводить время и заниматься. В каждой зоне размещен Монтессори-материал — дидактический инструмент, созданный специально для каждой зоны и направленный на развитие определенных качеств и способностей у ребенка.
1. Упражнения практической жизни. В этой зоне ребенок развивает навыки:
- Ухода за собой (одевание, умывание, приготовление еды, уборка).
- Заботы об окружающей среде (уход за растениями и животными).
- Навыки движения (ходьба по линии, упражнения тишины и грациозности).
- Социальные навыки (общение и манеры).
- Иногда добавляется лепка, занятия с глиной и гончарным кругом.
2. Зона сенсорного развития. Ребенок с помощью Монтессори-материала развивает свои органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Это основная зона по мнению М. Монтессори для развития ребенка, так как он познает мир с помощью органов чувств.
В материалах выделяется в основном один признак (например, чувство массы предмета), и ребенок учится концентрироваться только на нём, изолируя другие органы чувств (детям могут закрывать глаза повязкой). Такая концентрация помогает ребенку понять основное различие между предметами и усвоить это качество, например, что предметы бывают тяжелее или легче. Все это направленно не только на развитие точности различения, но и на понимание логических связей между предметами.
Материалы сенсорной зоны:
Для определения размера — блоки цилиндров, башни, лестницы, красные штанги, геометрические фигуры.
Для развития тактильного чувства — шершавые таблички и различные ткани.
Для различения цвета — цветные таблички с 64 оттенками. Монтессори в своей методике использовала «приглушенные» цвета (в отличие от массовых производителей игрушек), которые более спокойные и приобщают к более утонченному вкусу.
Для развития слуха — шумовые цилиндры и звоночки.
Для развития стереогностического чувства (чувство формы предмета) — геометрические тела, волшебный мешочек (мешочек с различными предметами для определения на ощупь), сортировка, бруски разного веса.
Для развития обоняния — наборы баночек с маслами, мешочков с разными травами, специями и т.п. для вдыхания и различения ароматов.
Для развития вкуса — «вкусовые бутылочки», набор бутылочек с пипетками, каждая со своим вкусом (горький, сладкий, кислый, соленый). Ребенок поочередно пробует каждый вкус.
3. Зона математического развития. Основа строится на сенсорном материале, что очень хорошо, ведь ребенку не приходится абстрактно постигать концепцию чисел. Это упрощает понимание ребенком чисел и математических операций.
Используемые материалы:
Для счёта в пределах 10 — числовые штанги, таблички с цифрами (шероховатые и тактильные), веретена.
Для знакомства с многозначными числами — «золотой» материал.
Для счёта до 100 — бусины, доски Сегана, цветные цепочки.
Для знакомства с арифметическими действиями — марки, игра в точки, таблицы сложения, вычитания, умножения и деления.
И еще несколько других для понимания дробей и геометрических фигур.
4. Зона родного языка. Здесь дети учатся чтению и письму, через тактильный материал, что упрощает обучение.
Материалы:
Расширение словарного запаса — карточки, изображающие предметы.
Для обучения письму — рамки для штриховки, шероховатые буквы, контуры букв, подвижный алфавит.
Для обучения чтению — коробочки с фигурками, подписи к предметам окружающей среды.
Подробнее про чтение и писание мы поговорим чуть ниже.
Это 4 классических Монтессори-зоны, созданные самим автором. Помимо них вы можете встретить «зону космического воспитания», в которой детям предлагается изучение окружающего мира. Как правило обучение проходит на конкретном материале, иногда с демонстрациями воспитателя. К материалам относят различные таблицы, карточки, карты, схемы, календари, экспериментальные наборы и т.п., на тему: географии, биологии, истории, науки.
Фотографиями мы привели лишь часть материала для ознакомления.
Различия между Монтессори и традиционной школой
В настоящее время процесс обучения детей организован в разных странах по-разному, но в большинстве своём по-прежнему основан на старой доброй классно-урочной системе и некой её экстраполяции на дошкольное образование. Этот подход можно назвать традиционной системой. Обозначенный парадокс она игнорирует.
Монтессори-метод же предлагает выстроить такую образовательную среду, учитывающую возрастные потребности, в которой именно ребёнок выступает полноценным субъектом обучения, а взрослый является частью этой образовательной среды как тот, кто способен её создавать и помогать ребёнку с её помощью овладевать культурным богатством человечества. При такой расстановке сил внутреннее влечение к познанию и саморазвитию становится компасом, с помощью которого прокладывается индивидуальный образовательный путь.
Традиционная система отличается от Монтессори-образования, как пионерская столовая от шведского стола: первым делом в глаза бросается различие в блюдах, но коренное отличие кроется в самой организации процесса.
Идея столовой состоит в том, чтобы разработать дешёвое, но полезное меню, которое примерно одинаково хорошо (ключевое слово – одинаково) подходило бы всем пионерам одного возраста, несмотря на то, что они довольно сильно отличаются друг от друга. Никто не бывает голоден совершенно одинаково и в одно и то же время: кто-то регулярно нуждается в плотном завтраке, а кому-то на пользу пойдёт сытный обед или даже ужин; у кого-то один список любимых и нелюбимых продуктов, у кого-то другой. Но, усреднив вкусы и потребности потенциальных едоков, налаженная работа столовой позволяет сделать так, чтобы голодающих в вашем пионерском лагере не было.
Шведский стол решает проблему, что все люди разные, иначе: на каждый приём пищи предлагается несколько разных блюд, каждое из которых потенциально полезно и может быть частью завтрака (обеда, ужина). Каждый посетитель сам конструирует себе индивидуальное меню всякий раз, когда пришёл поесть, и даже время, когда он может прийти, немного варьируется.
Никакой анархии нет: вы не можете «позавтракать в ужин», но и давиться едой, когда ещё не проголодались, только потому, что следующий раз будет не скоро, вам не приходится. Кажется, что на это нужно гораздо больше затрат, но это, по большей части, иллюзия. Для режима шведского стола опытным путём можно подобрать такое количество каждого блюда, какое нужно приготовить, чтобы остатки были минимальными, а вот столовая производит большое количество отходов, поскольку индивидуальные и ситуативные потребности пионеров никуда не деваются и приходится закладывать их в нормативы как погрешность. Больше того, когда не нужно вмещать всех одновременно, зал для того же количества человек вам потребуется меньшего размера.
Приведённое рассуждение об организации питания почти буквально справедливо для образовательных систем, которые в некотором роде есть организации духовного обогащения. Материалы Монтессори-классов, как школьных, так и дошкольных, устроены таким образом, что ребёнок знакомится с ними при помощи взрослого (и чем старше ребёнок, тем непосредственная помощь меньше), и затем работает самостоятельно.
При этом материал организован так, что ребёнок может легко контролировать ошибки и понять, когда у него начнёт получаться хорошо то, на что направлен материал. Именно самоконтроль ошибок и сравнение полученного результата с запланированным, а не отметка как внешняя оценка результата, выступает главным критерием успешности выполненного упражнения, задания, работы.
Роль взрослого при таком подходе велика, но сконцентрирована на стадии подготовки, создания дидактического пособия или упражнения, и состоит в том, кому и когда какой материал предложить, как познакомить ребёнка с ним. Взрослый может организовывать групповые занятия, но даже в дошкольных классах это иногда начинают делать сами дети, а в школьных – почти всегда организуются в группы самостоятельно.
Большим достоинством Монтессори-метода я считаю его методологическое единство на разных образовательных ступенях при большом методическом разнообразии. Если традиционная система пытается учесть в работе данные возрастной психологии, то Монтессори-метод основан на научных данных возрастной психологии и использует их в качестве методологической основы. Монтессори-образование ориентировано не само на себя как на цель, а на то, чтобы быть средством для жизни, как настоящей, так и будущей. Эффективность традиционной системы особенно низка в раннем возрасте, когда ребёнок в наибольшей степени зависим от взрослых и в наименьшей способен понять и выразить свои потребности.
Основные принципы вальдорфской педагогики
• Раскрытие способностей в благоприятной атмосфере и в той деятельности, которую на данном этапе своего индивидуального развития ребенок в состоянии освоить без внутреннего сопротивления и напряжения.
• Индивидуальный подход к ребенку на основе принципа равных возможностей: все дети имеют одинаковые шансы на реализацию своего творческого потенциала независимо от уровня интеллекта, возраста, пола, национальности или принадлежности к определенной социальной группе.
• Максимальная поддержка любых инициатив, идущих от детей, и минимальное количество запретов, если только они не связаны с угрозой жизни, здоровью и благополучию самого ребенка и других членов сообщества, а также с целостностью окружающей среды, будь то сад или территория вокруг него (рисовать можно в альбоме — зачем делать это на стене?).
• Самообучение через подражание: наблюдая за взрослым или старшим товарищем по группе, взаимодействуя с ними, ребенок получает пример и пищу для самостоятельного освоения предметов и понятий окружающего мира.
• Пространство и режим дня детского сада организованы таким образом, чтобы поддерживать развитие свободной игры и свободного выбора вида деятельности: ребенок самостоятельно определяет степень своей вовлеченности в совместные занятия и игры с другими детьми.
• Игровые виды деятельности (ролевые игры, разыгрывание сценок из мифов и сказок, спектакли, песни, танцы, потешки, прибаутки, театрализованные представления, концерты) — все в рамках национальной культуры и в духе уважения к народным традициям. На этом фоне и проходит творческое и эстетическое развитие ребенка, которое является основой всей педагогической модели.
• Трудовое воспитание через занятия различными ремеслами: шитье, вышивание, лепка, рисование, резьба по дереву, конструирование, изготовление кукол для спектаклей.
• Экологическое воспитание. Цель — не только забота о саде/огороде как части общей экосистемы, но и формирование представлений о циклах жизни природы и живых существ, населяющих планету. Благодаря наблюдениям за явлениями окружающей среды и посильному участию в поддержании баланса в ближайшей микроэкосистеме, ребенок самостоятельно приобретает бесценный опыт переживания единения с природой и находит свое место в мире как человек, а не как социальная единица.
Итак, мы познакомились поближе с вальдорфской педагогикой. Учитывая, что раннее развитие эта система отвергает, никаких конкретных методик воспитания для самостоятельного использования в домашних условиях она предложить не может.
Но сам подход, который лежит в ее основе, можно взять на вооружение современному родителю, придерживающемуся спокойного и взвешенного отношения к жизни.
Общий подход к воспитанию и некоторые принципы штайнеровской педагогики, несомненно, найдут своих почитателей. Уважение личности человека с момента рождения, атмосфера непринуждения, предоставление ребенку возможности развиваться в своих индивидуальных темпах и в рамках самостоятельно определяемых интересов, творческий подход к жизни во всех ее проявлениях, почитание народных традиций и ремесел, раннее приобщение к творческому и общественно полезному труду — мало кто из родителей выскажется против этих тезисов. Главное — правильно применить их на практике, ненасильственно и с любовью.
Основные принципы методики
Монтессори — методика раннего развития, но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты. Младшие учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество, хотя иногда и случаются недопонимания.
Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната разделена на несколько частей — стандартными считают зоны естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Но ещё добавляют творческую, игровую и спортивную. Ребёнок может заниматься там, где ему нравится, даже целый день. Задача педагога — подстроиться под интересы малыша
Важно дать свободу мышления, действий и чувств. Так дети будут учиться всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками.
Взрослый в обучении играет второстепенную роль: он не наставник, а помощник
Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
Обязательно есть правила, которые помогают упорядочить процессы в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.
Направление на развитие мелкой моторики, чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание
Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
Недопустима критика и запреты
Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен дойти до всего сам.
В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.
<<Форма демодоступа>>
Коротко о содержании лучших книг Марии Монтессори:
Статьи М. Монтессори и современных педагогов.
Содержит советы и рекомендации для занятий с ребятами дошкольного возраста.
2. Мой метод: начальное обучение.
Изложены основные принципы методики, философия, психология и педагогика, лежащие в ее основе, методы работы с детьми 6 – 10 лет в изучении грамматики и других наук. Для педагогов, психологов, студентов университетов.
Дом ребенка. Метод научной педагогики.
Фундаментальный труд. Содержит обоснование всех аспектов системы Монтессори.
Дети — другие.
Рассказывается о пути создания системы Монтессори, объясняется, что дети — другие, чем мы их видим.
Впитывающий разум ребенка.
Книга о потенциале человека, об особых периодах восприимчивости детей от 0 – 6 лет — впитывающем разуме. Для педагогов и родителей.
Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет.
В книге доказывается право ребенка на активное познание окружающего мира и развитие его внутреннего потенциала. Описаны методы работы с классом и индивидуальные занятия.
Самовоспитание и самообучение в начальной школе.
Описывается развитие ребенка, его мышления, как организовать начальную школу. Для родителей, педагогов, преподавателей и студентов.
Учимся по методике Марии Монтессори. Чудеса преображения: На озере. Для детей 5 – 6 лет
Описываются 8 волшебных превращений рядом с ребенком, открывающие мир. Для детей.
Методика Монтессори и сегодня не теряет популярности.
Чтобы не наделать ошибок при ее применении, издан 2-х томник:
«Домашняя школа Монтессори». – М: Карапуз + Центр Монтессори, 2001.
Это книга для родителей с описанием сути метода и 6 книг для детей с историями, упражнениями, учебными карточками.
Уроки тишины
Как мы уже сказали, в Монтессори-среде нет тяжелых и фиксированных парт. Вместо них предлагаются легкие парты и стулья, которые легко двигаются и издают звук. Но делается это не ради создания шума, а как раз наоборот. Монтессори-сад — это тихое место, где каждый ребенок увлеченно занят своим делом
И когда ребенок, вставая из-за стола производит шум, это отвлекает других детей, они обращают внимание на нарушителя тишины. Ребенку, издавшему шум, такое внимание неприятно, и в следующий раз он старается сделать это максимально тихо, чтобы не потревожить других детей
Все это развивает не только грациозность и мастерство вставать из-за стола незамеченным (а также тихо ходить), но главное дает осознание ценности чувств других людей, которым так легко помешать и нарушить их сосредоточенность.
Помимо этого, М. Монтессори разработала специальные уроки тишины, где дети учатся контролировать свое поведение и быть более организованными. Например, один из уроков тишины проходит так: воспитатель оставляет детей одних, а сама уходит в другую комнату и оттуда шепотом еле слышно называет одного из детей по имени. Задача ребенка услышать свое имя и очень тихо встать, не создав шума, пройти к воспитателю в другую комнату.
Немного истории
Мария Монтессори (итальянский доктор, антрополог, педагог) является создателем уникальной методики воспитания, которая стала популярной в первой половине XX столетия. Свою медицинскую карьеру Мария начинала ассистентом врача, и, работая в учреждении для детей с ограниченными возможностями (в психиатрической больнице), интересовалась методами лечения таких ребят. Монтессори пришла к выводу, что их проблемы с интеллектом отчасти не только медицинские, но и педагогические.
Монтессори видела, насколько одиноки эти дети, с ними никто не занимался, у них даже не было игрушек. И тогда она стала приносить ребятам простейшие предметы: лоскуты, коробки, бусины. И малыши словно ожили.
Мария Монтессори разработала уникальную методику воспитания, которую вначале использовала в работе с детьми с ограниченными возможностями
Впоследствии Мария заняла должность директора Ортофренического института, специализирующегося на подготовке учителей для работы с больными детьми. При институте была школа, где Монтессори сама занималась с малышами. Результат был очевиден: многие ученики сдали экзамен на уровне общеобразовательной школы.
Доктор постепенно совершенствовала свою систему воспитания и обучения, и затем решила применять её и на здоровых детях — были организованы специальные детские сады для малышей 3–7 лет.
Школы Монтессори получили большую популярность в Европе (особенно в Германии, Австрии, Нидерландах), США, Японии, Северной Корее. В России же данная методика долгое время была недоступной.
Об этой педагогической системе в нашей стране не вспоминали до 90-х гг. Именно в это время начинают появляться первые пособия. Сегодня же по этой уникальной методике в России работают многие детские сады, центры раннего развития ребёнка, а мамы самостоятельно занимаются дома с детьми.
Сегодня системой Монтессори увлекаются многие мамы и применяют её в домашних занятиях с детьми