Как научиться рисовать пастелью? мастер-класс для новичков

Художественная пастель бывает 4 видов:

1. Сухая пастель
(твердая, мягкая, супер-мягкая).

Эта пастель
мягко ложится на бумагу, легко
растушевывается пальцами. Даже небольшой
набор мелков позволяет создать красочный
рисунок
, так как цвета можно накладывать
друг на друга, получая новые оттенки.

Пастель хорошего
качества не царапает бумагу, не крошится
и не ломается при работе.

Сухая пастель
делится на: твердую (hard), мягкую (soft) и
супер-мягкую (extra soft)

Чем больше в
составе связующего вещества, тем пастель
тверже. Чаще всего мягкую пастель делают
круглыми мелками, а твердую – прямоугольными
брусочками.

Твердая пастель
хорошо подходит для рисования мелких
и тонких деталей картины. Мягкая пастель
легко растушевывается, дает красивую
фактуру рисунка, ею просто заполнять
цветом большие поверхности. Но рисование
мягкой пастелью требует особой аккуратности
и опыта.

К самым известным
импортным производителям пастели
относятся: Sennelier Rembrandt, Schminke, Faber-Castell,
Talles, Mungyo (хорошее качество по приемлемой
цене). Еще есть такие зарубежные марки,
как Koh-I-Noor, Conte, Lyra, Crayon и др.

Распространенные
российские марки пастели: Подольск-Арт-Центр,
Сонет, Аква-Колор, Олки, Спектр.

2. Масляная
пастель

Эта пастель
изготавливается из пигмента с льняным
маслом путём прессования и полностью
отличается от сухой как свойствами, так
и способами рисования.

Масляная пастель
оставляет четкие и яркие штрихи, а цвета
почти не смешиваются между собой и не
растушевываются пальцем. Зато она
практически не пачкает руки, ею можно
рисовать на любой поверхности, и готовые
рисунки не требуют дополнительной
фиксации.

Картина,
нарисованная масляной пастелью, больше
похожа на картину маслом, чем на работу
сухой пастелью.

Основные
производители те же, что и у сухой
пастели, но лучшей считается фирма
Sennelier.

3. Восковая
пастель (восковые мелки).

Восковая пастель
или восковые мелки позволяют создавать
яркие и сочные рисунки. Такими мелками
можно рисовать не только на бумаге, но
и на картоне или стекле.

Восковые мелки
считаются материалом для детского
творчества. Они тверже масляной пастели
и не пачкают руки.

4. Акварельная
пастель (акварельные мелки)

Можно назвать
уникальным материалом, т. к. выполненный
акварельной пастелью рисунок может
быть похож и на рисунок масляной пастелью
и на акварель. Акварельные мелки легко
размываются водой и превращаются в
акварель!

Друзья, теперь
вы знаете, что под словами пастель для
рисования, можно понимать разные мелки.
Мы будем рады, если эта статья поможет
вам определиться с выбором необходимой
вам пастели. Ждем ваших рисунков!

Материалы: izo-life.ru/pastel-dlya-risovaniya

Использование пастели для рисунка

Нежная и в большинстве своём сыпучая, пастель требует шероховатой поверхности для нанесения, где рельеф бумаги, картона или прочей основы будет удерживать мельчайшие частицы пигмента. Порой применяются даже большие холсты из наждачной бумаги, с которой даже мягкая пастель не осыпется так просто.

Для профессиональных целей художников служат специальные доски или же самый распространённый и доступный вариант – бархатистая бумага (как вариант, подойдёт акварельная).

Пастель благодаря своим физическим свойствам позволяет в сухом виде удалять с рисунка целые слои, оказавшиеся ошибочными, например, сухими кистями или канцелярским ластиком, расположив рисунок с вертикальным наклоном, чтобы не запачкать другие области. Можно снимать пастель бритвой. Для того, чтобы, напротив, увековечить сей сыпучий и ранимый материал, его покрывают специальными фиксаторами либо подручным лаком с распылителем.

Как уже было оговорено ранее, практически каждый из упомянутых видов пастели имеет свои недочёты, которые при старании можно избежать или приуменьшить до незначительности. Так, работа с масляной пастелью будет чиста для рук, но требует дополнения в виде растворителя и и размывающего инструмента. Все остальные палочки, если они не покрыты оболочкой (или скотчем, что неплохая идея для экономии и удобства), имеют свойство сильно пачкать.

Одному типу не достаёт красочности, но его можно восполнить, если использовать в работе брусочки более мягкой текстуры. Иным словом, ничего не воспрещает пользоваться пастелью одной или нескольких разновидностей в сочетании с другими материалами и выгодно использовать преимущества того и другого.

Закрепление и хранение пастели. Что такое «окантованная пастель»

Однако многие художники, и классики, и современники, плохо относятся к фиксативам. Отстаивая точку зрения, что от соприкосновения с влагой, пусть даже с самым малым количеством, пастель безвозвратно утрачивает огромную часть своего очарования, они свои произведения не закрепляли. Безусловно, самая значимая вещь для сохранения пастели – стекло.

Совершенно недопустимо, чтобы стекло соприкасалось с рисунком на бумаге. Для этого при оформлении пастели под стекло нужно использовать паспарту – толстый лист бумаги или картона, с вырезанным «окно» по размеру картины. Оно кладётся поверх работы, и вместе с ней вставляется в рамку. Из-за чего между стеклом и картиной появляется зазор в 1-2 миллиметра. Именно в этом зазоре весь смысл, хотя паспарту при этом становится частью оформления работы. Поэтому подбирать его надо по дизайну с чувством, толком и расстановкой.

От того, какой тон, дизайн и цвет паспарту вы используете, зависит насколько теплее или холоднее, светлее или темнее, будет смотреться работа. К примеру, если паспарту будет по тому сливаться с фоном вашей картины, то она может, что называется, «потеряться», визуально она будет размазана по краям. Но и слишком контрастный цвет паспарту может сыграть злую шутку: картина будет выглядеть негармонично, или паспарту может даже затмить её собою. Если вам хочется визуально несколько осветлить всю композицию, то паспарту должно быть немного темнее общего тона работы.

Так же дело обстоит и с выбором цветовой гаммы паспарту. Совершенно не случайно чаще всего вы увидите паспарту в каких-то невнятных, грязноватых оттенках

Открытые, яркие цвета будут перетягивать внимание зрителя на себя, и отвлекать от самой работы. Вообще, можно обойтись и без паспарту, – есть способ (читайте ниже)

Но когда в оформлении используется паспарту, создаётся ощущение глубины, цвета на картине фокусируются, создавая более цельное впечатление. (Впрочем, этот приём используется отнюдь не только для пастели).

С пастелью на грунтованном холсте, дело обстоит ещё тоньше.

Во-первых, обязательно нужно защитить грунт от вибрации и колебаний, которые могут привести к его растрескиванию и обсыпанию. Для этого ватой заполняют пространство с обратной стороны картины, между подрамником и холстом. А для того, чтобы пастель не касалась стекла, с внутренней стороны самой рамы незаметно прибивают тонкую рейку. Опытные художники часто ещё заклеивают с изнанки шов между задником и рамой в месте их соприкосновения. Это делается скотчем или чем-то подобным, и нужно для защиты от пыли.

Можно ли хранить пастель в неокантованном виде?

Можно

Но при одном архиважном условии: она (ваша картина, нарисованная пастелью) должна находиться  в плотно закрытой папке и строго в вертикальном положении. Пастель категорически нельзя складывать в стопки

Давление и прикосновения разрушительно воздействуют на хрупкий красочный слой.

Сначала нужно накрыть пастельную работу листом кальки. Чтобы он не спадал и не елозил по работе, его надо аккуратно прикрепить с одной стороны скрепками к краю листа. И только после этого защищённую пастель помещают в твёрдую папку, которая хранится вертикально. Вот таким образом надо обращаться с пастельными рисунками, и так они могут храниться годами и столетиями.

А теперь будет очень уместно развенчать миф о непрочности пастели.

Как будто бы вся статья убеждает нас в хрупкости и непрочности пастельной живописи. Однако опыт доказывает, что скепсис надо отставить в сторону. Достаточно только взглянуть на знаменитую пастель Лиотара «Шоколадница».

Свежесть её красок просто поражает! При том, что картины того же периода, написанные маслом, потрескались и сильно потемнели. И это при том, что она всегда весьма активно выставлялась. В наше время выставляется в Дрезденской галерее.

При качественной окантовке и соблюдении правил хранения, пастель никогда не потеряет ни толики своего очарования.

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Мастер-классы по рисованию акварельной пастелью

Заинтересовать ребенка занятиями акварельной пастелью не сложно.

Обучение можно начать с рассказа о том, что это чудесные мелки, которыми можно не просто что-то нарисовать, но и при помощи воды превратить в другой вид творчества.

На уроках с акварельными мелками детям можно предложить нарисовать животных, например, кошку или черепаху, бабочек и насекомых, деревья, свой дом и сад, и, конечно же, цветы.

Цветочки детям изображать проще всего, поэтому на примере мастер-класса «как нарисовать лилии» дети смогут пошагово освоить то, как рисовать акварельной пастелью:

  1. Возьмем белую пастельную бумагу и акварельные пастельные карандаши;
  2. Создадим эскиз лилий черным пастельным карандашом, заполняя пространство и выделяя черным некоторые линии и детали, например, тычинки и пятнышки;
  3. Наполним эскиз цветом, вначале возьмем оранжевую пастель и создадим ей цветовые акценты;
  4. Затем возьмем красную пастель, как алую, так и бордовую, добавим красные акценты деликатно на рисунок;
  5. Возьмем две кисточки. Толстой разбрызгаем слегка воду по рисунку сверху вниз, а тонкой начнем размывать цветовые акценты. Черный цвет трогать рядом с цветными пятнами не стоит, чтобы не испачкать рисунок;
  6. Начинаем писать водой по фону, слегка затрагивая по краю черный цвет и создавая серую поверхность;
  7. Создаем акварельные эффекты слегка размывания красный и оранжевый цвет;
  8. Оставляем картину высыхать на несколько часов;
  9. После сушки по высохшей поверхности прорабатываем линии. Чтобы рисунок выступил, сухими акварельными карандашами подчеркиваем акценты.

В результате композиция станет более глубокой и получит завершение. А картина в целом получится и акварельной, и графической.

Выполнить подобным образом можно и любые другие цветы и не только. Этим же методом можно создать и животных, и пейзажи, и цветовые скетчи.

Пастельные техники

Хотя техника рисования цветными мелками чаще ассоциируется с графикой, материал используют и для живописи

Здесь важно видеть цвета, правильно накладывать штрихи: необходимо наносить в одном направлении, а не хаотично. Выполняя это условие, можно добиться объёма рисуемого предмета

Большие пятна рекомендуется прокрашивать, держа карандаш горизонтально поверхности.

Работая с пастелью, следует помнить о правилах воздушной перспективы. Контуры дальних предметов объектов нужно выполнять более мягко, чем близких. Цвета далёких предметов пейзажа должны быть холоднее изображений переднего плана. Для регулирования резкости контуров, цвета, применяют метод растушёвки. Мелкие линии проще рисовать пастельными карандашами.

В технике пастели также используются линии, пятна. Они бывают в виде прерывистых, простых и сложных форм, разных объёмов.  Для рисования используют акварельную бумагу. Здесь может быть любая фактура, белая, бледно-кремовая. Если предполагается минимизировать присутствие светлых тонов, белый фон закрывают тонким слоем краски нужного цвета.

Изображение фиксируют специальным закрепителем, который не даёт материалу осыпаться. Самый доступный — водный раствор пчелиного мёда, сахара, клей ПВА. Для лучшей сохранности добавляют фунгицид (средство от грибка). Используют даже бесцветный лак для волос.

Растушёвки и кисти

С помощью этих вспомогательных средств можно смешивать пастель, растирать её, создавая тональные переходы, а также смазывать её, создавая различные мягкие и перистые эффекты.

Бумажные растушёвки сделаны из очень плотно намотанной мягкой бумаги и бывают разного размера. Если конец бумажной растушёвки загрязнился, то можно счистить слой бумаги канцелярским ножом, а затем потереть по чистому листу обычной бумаги.

Аппликаторы с насадками из микропористой губки являются замечательным средством для растушёвки.

Такие аппликаторы продаются для использования с ультрамягкой пастелью PanPastel. Разнообразие их форм помогает созданию интересных эффектов как их плоской поверхностью, так и торцевой частью. Однако такими аппликаторами лучше всего пользоваться на не слишком зернистой поверхности, иначе сменный наконечник быстро придёт в негодность.

Ультрамягкие кисти из натурального волоса пони — для смешивания, точечного нанесения и зачистки пастели. Как правило, используется в вертикальном положении.

Силиконовые кисти помогают создавать мягкие края и смешать пастель (особенно очень маленькие участки) . Эти кисти могут быть мягкие (белый наконечник) и твердые, а также иметь различную форму наконечника.

Кроме перечисленных выше растушёвок, вы можете также пользоваться любыми подручными материалами. Это могут быть ватные палочки и диски, спонжи и аппликаторы для макияжа и т.д.

Как рисовать пастелью?

Разберем самую популярную – технику сухой пастели. Рисование начинают с предварительного рисунка. Рисовать можно любым мелком пастели, главное аккуратно и едва видны. Лучше чтобы цвет такого мелка не слишком отличался от тона бумаги (серый либо черный) и легко смахивался при помощи маленькой тряпки.

Также можно работать и угольком, как это делал известный художник И.И. Левитан.

Совет: Не пользуйтесь графитным карандашом – он не подходит для предварительного подмалевка, пастель впоследствии будет плохо на него ложиться.

Когда предварительный рисунок сделан, можно приступать к нанесению основного тона, отломив от мелка пастели небольшой кусочек (где-то 2-3 см) для удобства.

После того как основные цветовые и тоновые отношения найдены, нужно уточнить рисунок, прорабатывая объём предметов. Пастель имеет свойство бесподобно передавать их материальность. Пользуясь такими приемами как штрих, точки, линии, мазки плашмя и прочие, можно отлично уточнить формы. Обобщить форму можно растиркой (пальцем, растушкой), но все зависит от задач и интересов художника.

Совет для начинающих: заранее определитесь с тональным отношением каждого из предметов для правильной её передачи (самое светлое, светлое и темное).

В составе всех мелков сухой пастели содержится простой белый мел, который затрудняет передавать насыщенные по цвету тени. Выход из этого – правильный тон. Как это сделать? Черным или темно-серым цветом сначала прокрашиваются темные участки, уже, после чего вводится цвет при помощи растушевки или штриховки.

Когда все части рисунка проработаны, художнику следует еще раз с нескольких сторон посмотреть на свою работу для выделения главных деталей. Таковые выделяются более тщательной проработкой, а второстепенные и слишком контрастные детали смягчаются растушевкой.

Техника масляной пастели имеет схожие приемы, но все же отличается от сухой. Например, чтобы растереть такую пастель, усилий понадобиться несколько больше, к тому же для этого нужна будет кисть и разбавитель (пинен) № 4.

В этой технике для предварительного рисунка используют мелок масляной пастели либо сухой уголек. Основные тона также рисуются плашмя или штриховкой небольшим кусочком мела.

Подмалевок рисуется щетиной кисти (№ 12-14), размазывая ею по рисунку с пиненом или другими аналогами разбавителей для масляных красок.

При работе с тенями, опытные художники советуют, чтобы тон соответствовал конечному результату. При прорисовке деталей, форм и фактур, можно не ограничиваться приемами работы – растушевывайте (размывайте) тряпкой, кистью, пальцем.

Бытует неправильный подход со стороны некоторых художников, что все работы пастелью выглядят чересчур мыльными и растушеванными. На самом деле это же еще лучше, ведь хорошо, когда есть возможность выделить акцентированные места, а вторичные размыть! Это позволяет реализовать любой замысел художника.

Производство пастели

Пастель часто и даже в подавляющем большинстве случаев выглядит, как набор разноцветных брусочков, по своему качеству и свойству похожему на известные всем мелки. В нашей стране выпуск такого художественного материала происходит по следующей технологии – сначала изготавливается масса из связующего компонента и красящих пигментов. Причём в заготовочную субстанцию включается не только цветной пигмент, но и белый, что обуславливает порой очень светлые и мягкие конечные оттенки.

Первый этап

Так в один цвет может входить до девяти составляющих-красителей. Для того, чтобы обеспечить мелкам фиксированную форму, добавляется клеящее вещество, например, раствор гуммиарабик – смола натурального происхождения, получаемая из деревьев рода акации.

Второй этап

Последующая стадия после смешения пигментов и основы – их совместное перемалывание до однородной массы. Это специальный процесс растирания краски в специальной машине с гранитными валами, повторяющийся пять-шесть раз для получения равномерной консистенции и тонко помолотых красителей. Российская промышленность использует зарубежное оборудование в таком производстве.

Третий этап

Перемалывание длится долго и проводится тщательно, после чего смесь в готовом виде переносится в формы следующей машины, для спресовывания длинных палочек, которые вручную укладывают работники завода. На оборудованных и смазанных противнях размещаются длинные полоски, которые тут же нарезаются на «порционные» кусочки при помощи специального размерного шаблона.

Четвертый этап

Далее железные противни, на которых пастель размещена так, чтобы не слипаться между собой, отправляются в печь с постоянным температурным размером от шестидесяти до восьмидесяти градусов. Пастель просушивается в тепле строго отведённое количество часов, и сушка – это ничуть не менее важная часть всего производства, что остальные. От того, какой тепловой обработке подвергнется материал, напрямую зависит его финальное качество. Пересушенная пастель будет испорчена ровно так же, как и оставшаяся сырой: первая выйдет из печи обгорелой и потрескавшейся, а вторую в скором времени ждёт заплесневение.

Завершающий этап

Итак, полученные после «запекания» одинаковые по размеру брусочки готовы к размещению в упаковке и отправке на прилавки магазинов, навстречу потребителю. Производящие компании могут представлять на вкус и на выбор самый широкий спектр как цветов пастели, так и скрывающей их упаковки. Существуют выпуски пастели россыпью и специально составленные и подобранные наборы самых различных размеров. Несколько мелков в числе, не превышающем десяток, или большая профессиональная коллекция с сотнями оттенков (наибольшее известное и популярное количество брусков в наборе — 268).

Пастель любого вида всё-таки остаётся хрупким инструментом изобразительного искусства, поэтому она чаще заключается в картонные коробки с мягким наполнителем (поролоном), который предотвращает её перемещение и поломки внутри упаковки. В ячейках поролоновых вставок внутри коробки все палочки будут находиться на своих местах, что послужит плюсом и к удобству во время работы, и к безопасности транспортировки. Надлежит хранить пастель в сухом месте, поскольку мы уже знаем о вредоносном влиянии отсыревания на наш художественный материал.

Поэтапная работа для начинающих

Иногда пастельные работы относят к графике, но они могут быть и живописью. Перед тем, как вы выполнять рисунок пастелью, научитесь определять оттенки

Здесь очень важно плавно переходить от одного тона к другому, а также видеть тени

Начинающему художнику лучше взять сухую пастель. Работу начинайте с предварительного рисунка. Делайте это светлым мелком, совсем чуть-чуть темнее бумаги. Его потом можно легко смести тряпочкой. Известный художник Левитан использовал для этого уголек. Только не используйте графитные карандаши, они не подходят.

После предварительного рисунка приступайте к нанесению пастелью основного тона. Это удобнее делать небольшим кусочком мелка, отломив его от основного карандаша. Затем начинайте прорабатывать объем предметов. Делайте это штрихами, точками, линиями, мазками. После этого проведите растушевку.

В конце используйте специальный лак-спрей для закрепления рисунка.

История пастельной живописи

Русские художники познакомились с этим направлением на заре XVIII века. В страну его завезли иностранные портретисты. На протяжении всего столетия картины для русской знати писали художники-пастелисты из зарубежных стран. В XIX веке было очень престижно иметь дома семейные портреты в исполнении известных живописцев.

Довольно быстрое исполнение рисунка часто исполняло функцию современной фотографии. Изображения иногда занимали целые стены. Спустя некоторое время техника пастельной живописи распространилась среди русских художников. Одними из первых живописцев этого направления были Александр Орловский, Алексей Венецианов.

Полезно знать!

 ÃÂÃÂûø àòðàõÃÂÃÂàòÃÂÃÂþÃÂÃÂðàÿðÃÂÃÂõûÃÂ, úþÃÂþÃÂþù ÃÂûþöýþ ÿøÃÂðÃÂàýð ñÃÂüðóõ, õàüþöýþ ÃÂðÃÂÃÂþûþÃÂàôþ ÿþÃÂþÃÂúþþñÃÂð÷ýþóþ ÃÂþÃÂÃÂþÃÂýøÃÂ. ÃÂþñðòøò ò ýõàòþôÃÂ, ÿþûÃÂÃÂøÃÂÃÂàÿðÃÂÃÂð, úþÃÂþÃÂþù üþöýþ ýðýþÃÂøÃÂàüð÷úø ÃÂð÷ýþù øýÃÂõýÃÂøòýþÃÂÃÂø;

â ÃÂ÷òõÃÂÃÂýðàÃÂÃÂôþöýøÃÂð ÃÂõÃÂûø Ã¥ðÃÂÃÂøÃÂþý ÃÂòûÃÂõÃÂÃÂàûÃÂÃÂÃÂøü ÃÂþòÃÂõüõýýÃÂü üðÃÂÃÂõÃÂþü ÿðÃÂÃÂõûÃÂýþù öøòþÿøÃÂø. ÃÂàúðÃÂÃÂøýàÿÃÂþÃÂÃÂþ ýõÿþòÃÂþÃÂøüÃÂ. ÃÂõúþÃÂþÃÂÃÂõ ôðöõ ÿÃÂÃÂðÃÂàøààÃÂþÃÂþóÃÂðÃÂøÃÂüø øûø úðÃÂÃÂøýðüø, ýðÿøÃÂðýýÃÂõ üðÃÂûþü. âðúþù ÃÂõðûøÃÂÃÂøÃÂýþÃÂÃÂø, úðú ÃÂÃÂòõÃÂöôðõàÃÂÃÂôþöýøÃÂð, þýð ôþÃÂÃÂøóûð ÿÃÂø ÿþüþÃÂø òõûÃÂÃÂþòþù øûø ÿõÃÂÃÂðýþù ñÃÂüðóø. ÃÂõÃÂòðàâ ÃÂþÃÂþÃÂþ ÃÂóûðöøòðõàûøýøø ø ÃÂòõÃÂð, ð òÃÂþÃÂðàâ þñþÃÂÃÂÃÂÃÂõàòðöýÃÂõ ôõÃÂðûø;

â àðñþÃÂðÃÂàÿðÃÂÃÂõûÃÂàüþöýþ ýð ýðÃÂÃÂýÃÂÃÂþü ÃÂþûÃÂÃÂõ, ÃÂþûÃÂúþ òþàôûàÿðÃÂÃÂõûÃÂýþù öøòþÿøÃÂø ÃÂÃÂõñÃÂõÃÂÃÂàÃÂÿõÃÂøðûÃÂýÃÂù ÿþôÃÂðüýøú. âðúþòþù ø÷þñÃÂõû ÃÂÃÂðýÃÂÃÂ÷ÃÂúøù ÃÂÃÂôþöýøú ÃÂøûþ. Ã¥þûÃÂàýð ýÃÂü ôþûöõý ýðÃÂÃÂóøòðÃÂÃÂÃÂààÿþüþÃÂÃÂàÃÂÿõÃÂøðûÃÂýÃÂàòøýÃÂþò â ÃÂþóôð ÃÂÃÂþ ÃÂþ, ÃÂÃÂþ ýÃÂöýþ;

â ÃÂõÃÂõöýþ ÃÂÃÂðýøÃÂõ ÃÂøÃÂÃÂýþú, ýðÿøÃÂðýýÃÂù ÿðÃÂÃÂõûÃÂÃÂ. ÃÂûàÃÂÃÂþóþ ÃÂðñþÃÂàüþöýþ ÷ðúÃÂõÿûÃÂÃÂàøûø ÿþüõÃÂðÃÂàÿþô ÃÂÃÂõúûþ.

  • àøÃÂÃÂõü þÃÂõýÃÂ: 5 òôþÃÂýþòûÃÂÃÂÃÂøàøôõù
  • ÃÂÃÂþ ÃÂðúøõ úþÿøúø?
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector