Приучаем к горшку ребенка: главные правила, ошибки родителей и рекомендации специалистов (+ видео обзор лучших методик)

По-детскому или по-взрослому?

Прежде чем приступить к обучению, нужно выбрать, к чему вы собираетесь приучать своего малыша — к горшку или к детскому сиденью на унитаз.Если вы выбрали горшок, надо понять, каким параметрам он должен соответствовать:

Размер. Горшок должен подходить ребенку по размеру — нужно, чтобы малыш туда не проваливался и сидеть на нем было комфортно.
Форма. С девочкой все просто. Ей лучше купить обычный круглый горшок, на котором она сможет сидеть, сведя ножки вместе. Мальчику же больше подойдет горшок анатомической формы с выступом впереди, благодаря которому он будет разводить ножки в стороны. Так ему удобнее делать свои дела.
Дизайн. Горшок не должен пугать и отталкивать ребенка

Ведь он станет его лучшим другом на долгое время, поэтому важно, чтобы он вызывал у малыша положительные эмоции. Бывают горшки разных цветов и форм, с разными персонажами и даже с музыкой

Выбирайте такой, который понравится вашему крохе. Однако важно, чтобы ребенок не воспринимал его как игрушку и долго на нем не засиживался.
Безопасность. Как бы горшок ни выглядел, в первую очередь он должен быть устойчивым и безопасным.
Удобство. Горшок с крышкой подойдет, если у вас нет возможности сразу же выливать его содержимое, с подножкой — более устойчив, а если он «оснащен» ручкой (или выемкой для руки), его удобно выносить.
Материал. Большинство горшков сделано из пластмассы, эмалированные прочнее, но и тяжелее. Бывают горшки из пластика с антисептической добавкой и из материалов, которые принимают температуру тела ребенка независимо от температуры воздуха.

Если вы подумываете о детском сиденье на унитаз, сначала убедитесь, что ваш ребенок не боится самого унитаза, возможности провалиться и громкого звука слива воды.

В первую очередь сиденье должно быть удобным. Проверьте, достает ли малыш до пола ногами. Если нет, купите ему специальную ступеньку-подставку, чтобы он смог залезать на унитаз самостоятельно, а во время самого процесса ставил на нее ножки. Бывают сиденья круглой формы и анатомической, с выступом спереди, с поддержкой для спины сзади, совмещенные с взрослыми и переносные складные, которыми можно пользоваться вне дома.

Учитывая, что процесс обучения часто затягивается, горшок может оказаться сподручнее. Его можно поставить в комнате, где общаться с малышом приятнее, чем в тесном туалете.

Некоторые совмещают горшок с унитазом. Такой вариант будет удобен мальчикам: по-большому можно ходить на горшок, а по-маленькому — в унитаз, стоя на ступеньке-подставке.

Разбейте обучение на этапы

Для того чтобы понять, как приучить ребенка к горшку, нужно родителям разбить процесс обучения на этапы. Обучение должно быть естественным и спокойным, оно не должно вызывать протеста со стороны маленького человека. Действуйте постепенно, последовательно. Не думайте, что на что у вас уйдет всего один день. Сначала поставьте в комнате у своего сына или дочки новый предмет под названием «горшок». Проследите, чтобы он был комфортным, удобным и ярким

Этим он привлечет к себе внимание хозяина комнаты. Сначала сажайте ребенка на него несколько раз в день на пару минут

Вы можете не снимать с малыша одежду, чтобы у него не возникло неприятных ощущений от соприкосновения с холодным предметом. Через неделю вы можете сажать ребенка на горшок без подгузника. Проводите эту процедуру два раза в день. Если вы будете следить за малышом и стараться его подловить и посадить на горшок «вовремя», он может испугаться и начать сдерживать свои  мочеиспускания. Чтобы ребенок лучше понял, что такое горшок и для чего он нужен, вы можете сделать следующее. Снимите с малыша использованный подгузник и бросьте его в горшок. Понятными словами объясните ему свои действия.

Основные правила обучения

На то, чтобы приучить к горшку может уйти от полугода до одного года времени. При условии, что начинать обучать вы начали его в полтора года. Мама и папа должны быть терпеливыми все это время, относится к малышу внимательно и не срываться на него за неудачи. Только так процесс обучения пройдет гладко и не станет причиной конфликта с сыном или дочкой. Многих родителей мучает вопрос, нужно ли во время этого приучения отказаться от использования подгузников. Ответ – не обязательно от них отказываться, нужно действовать по желанию. Учеными было произведено исследование на нескольких группах детей. Одна группа использовала подгузники многоразовые, а другая группа – одноразовые. В результате дети в обеих группах обучились горшку в одно и то же время.

Как приучить ребенка к горшку фото

Помощники и союзники

Воспользуйтесь помощью тех, кто находится рядом, а также действуйте собственным примером.

Ваши союзники:

  • старшие дети – братья и сестры малыша, стремясь подражать которым ребенок может научиться ходить на горшок в считанные дни;
  • одногруппники-ровесники крохи в яслях, уже приученные к горшку и гордо демонстрирующие свое умение «неумехам» — а те усиленно пытаются наверстать упущенное;
  • родители могут показывать на себе, для чего используется унитаз и горшок, просто сидя на нем и играя «в туалет»;
  • можно показать процесс в игровой форме с использованием любимой куклы или мягкой игрушки.

В каком возрасте приучать ребенка к горшку?

С момента рождения процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Т. е. эти процессы подчиняются безусловным рефлексам — действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекс сделать условным — подчинить его воле конкретного малыша.

Успешность переучивания определяется тремя факторами:

  • состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевого пузыря, мочеиспускательного канала, прямой кишки, мышц брюшного пресса, сфинктеров, прямой кишки и мочевого пузыря;
  • состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга;
  • интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.

Три перечисленных составляющих тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны: Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.

Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.

Средний возраст, когда головной мозг способен сознательно контролировать выделительные функции, составляет ориентировочно 2,5-3 года. Таким образом, чем ближе ребенок к этому возрасту, тем легче проходит процесс приучения. Понятно, что определенные удачи возможны и в полтора года и даже в 6 месяцев, но тем не менее устойчивого и надежного “общения с горшком”, по крайней мере, до 2-х лет добиться будет сложно.

Как приучить ребёнка к горшку за 3 дня: условия и правила

В том случае, если необходимо в максимально сжатые сроки познакомить малыша с горшком (например, кроха совсем скоро пойдёт в садик или отправится в путешествие), родителям пригодятся методы экстренного приучения детей к гигиеническому приспособлению.

Разумеется, за столь сжатые сроки ни один ребёнок не сможет сразу же перейти от подгузников к горшку, зато у малышей сформируется база для освоения туалетного этикета.

Правила проведения методики

Метод трёх суток сработает лишь в том случае, если ребёнок старше полутора, но младше двух лет. Кроме того, кроха способен объяснить доступным способом, что хочет пописать или покакать, стремится побыстрее избавиться от испорченного подгузника.

Как приучать ребёнка к горшку за 3 дня? Прежде всего, убедившись, что малыш готов к процессу, нужно познакомить его с грядущими изменениями. Подобное знакомство начинают заранее – примерно за две недели до активных шагов.

Подготовка состоит из нескольких действий:

  • приобретите горшок (если его ещё нет), каждый день объясняйте малышу, для чего необходимо это приспособление. Можно провести инструкцию и во взрослый туалет, рассказывая, что унитаз – тот же горшок, но для взрослых;
  • расскажите за 7 суток до события о том, что от подгузников скоро придётся избавиться, а вместо них появятся трусики и горшок. Купите детское нижнее бельё для «взрослых» ребятишек. Пусть трусики будут с изображением любимых героев;
  • маме понадобится три дня подряд, чтобы всё это время быть рядом с малышом. Поэтому следует взять пятничный или понедельничный отгул, чтобы методика не прерывалась, и заручиться поддержкой супруга;
  • так как придётся 3 дня постоянно быть рядом с малышом, нужно заранее подготовить развлечения для него и себя: мультики, кинофильмы, игры, книжки – всё, что позволит не скучать и не раздражаться.

Как только удастся всё подготовить, следует переходить к активным действиям, тщательно соблюдая все рекомендации специалистов.

Первый день

Утром, как только малыш проснётся, с него снимают подгузник. Допускается надеть ребёнку трусы или оставить его ходить голышом, если, конечно, температура в помещении и сезон этому способствуют.

Ночную вазу ставят в детскую комнату, поближе к крохе. Ему, кстати, можно давать побольше жидкости: воды, молочка или сока.

Это необходимо, чтобы ребёнок захотел опорожнить мочевой пузырь. Или просто поставьте рядом с малышом поилку с любимым напитком.

Родители внимательно наблюдают за своим чадом, отслеживая каждый признак того, что тот хочет в туалет.

В идеале малыш должен заметить чёткую взаимосвязь между желанием пописать и высаживанием на горшок. Можно сажать ребёнка на ночную вазу через каждые 20 минут.

Именно для столь кропотливой работы и нужны, по меньшей мере, двое взрослых. На них будет приходиться значительная нагрузка, поскольку нужно отслеживать каждую попытку помочиться, чтобы связь закрепилась в сознании.

Как приучить к горшку очень быстро? За всякую удачную попытку обязательно хвалите малыша.

Причём говорить нужно не безликие фразы типа «молодец», а конкретно объяснять, почему вы хвалите ребёнка: «Умница, что пописал в горшок».

Неудачи же, напротив, нужно пропускать, не обращая на них никакого внимания. Тем более нельзя ругать или обвинять малыша, чтобы у него не возникли негативные ассоциации, связанные с горшком.

Перед вечерним засыпанием разрешается надеть подгузник. Пусть кроха хорошенько выспится перед следующим днём.

Второй день

Сегодня с ребёнком можно погулять на улице без подгузника. Естественно, лучше не отходить далеко от дома, чтобы в случае неприятного «конфуза» быстренько вернуться в квартиру. Это особенно актуально в осенне-зимний период.

На улицу выходят после того, как малыш пописает и покакает. В тёплое время года можно захватить с собой вещи для переодевания и второй горшок для отправления естественных нужд. После удачной попытки обязательно хвалим ребёнка.

Третий день

В последние сутки следует добавить ещё одну прогулку, чтобы малыш контролировал процесс опорожнения кишечника и мочевого пузыря как дома, так и на улице.

Если вы не знаете, как приучить ребёнка к горшку в 2 года в максимально сжатые сроки, придёт на помощь трёхдневный курс. По окончании методики малыши обычно хорошо реагируют на горшок, часто даже самостоятельно высаживаются на него.

Лучше всего обойтись без одежды, но если в помещении прохладно, нужно выбирать правильные вещи – без пуговок, лямок, молний и прочих застёжек. В ином случае ребёнок не сможет быстро снять бельё и сделает «мокрое или грязное дело» прямо в трусики.

Популярные методики приучения ребенка к горшку

Как правильно приучить к горшку – тема, которая всегда актуальна для родителей, чьим детям от 0 до 3 лет. Кто-то практикует обучение долгими упорными высаживаниями и тренировками; другие стараются сделать процесс максимально осознанным для ребенка. Разные способы приучения собраны в методики, среди которых можно выбрать подходящую вашему малышу, или взять их за основу для создания собственного “горшочного” метода.

А перед тем, как перечислять методики, хотим поделиться рассказом молодой мамы про приучение к горшку:

https://youtube.com/watch?v=CFsUiFt7gxo

Методика приучения за 3 дня (быстрая)

Данная методика не гарантирует того, что через три дня ребенок станет постоянно и безошибочно ходить на горшок. Но тем не менее, за это время можно сформировать основу для активного усвоения навыков чистоплотности. Чтобы обучение прошло наиболее легко, нужно понять, что конкретный малыш готов к процедуре приучения. Для этого нужно убедиться, что:

  • у ребенка выработан примерный режим дефекации (малыш ходит “по большому” примерно в одни и те же часы);
  • ребенок может сдерживать мочеиспускание 1-2 часа, например, во время прогулки и до прихода домой он остается сухим;
  • малышу еще не исполнилось 2 лет.

Активный этап приучения занимает три дня.

День 1. Убираем подгузник дома.

Ребенку одноразовый подгузник снимается сразу после пробуждения и не надевается в течение всего дня. Малыш может бегать голышом или в обычных х/б трусиках (если позволяет время года и комнатная температура). Родитель постоянно держит ребенка в поле зрения, и как только замечает, что кроха собрался “делать дела” – мгновенно сажать на горшок, пусть даже будет упущено какое-то время, закончить процесс необходимо на горшок. Стабильные высаживания в течение дня будут постепенно закрепляться в сознании. На прогулку и на ночь подгузник можно надеть.

День 2. Убираем подгузник на прогулке.

Второй день полностью дублирует первый, отличие лишь в том, что прогулки на улице проходят также без подгузника. Для подстраховки можно взять с собой пару комплектов сменных штанишек, либо приобрести “дорожный” горшок (надувной или складной).

День 3. Закрепление.

Третий день проходит также с активным использованием горшка дома и вне его. Сажать необходимо в равные промежутки времени (каждые 1,5-2 часа), перед сном и перед походом на улицу. Можно добавить еще одну внеплановую прогулку. Похвалите малыша, если он придет с улицы сухим. Ребенок за три активных дня “дружбы” с горшком учится сдерживать свои потребности до высаживания на горшок и со временем вы сможете насовсем отказаться от подгузника.

Садимся на горшок за 7 дней

Приучение к горшку за неделю – это вполне реально. Данной методики, разработанной Джиной Форд, придерживается большое количество мам, которые на своём опыте одобрили её эффективность и простоту. С какого возраста приучать ребенка к горшку по данной методике? Если ваш ребенок умеет выполнять простые действия (снимать трусики, понимать просьбы родителя), то эта система обучения вам подходит.

  1. В первый день ребенку необходимо объяснить, что он уже достаточно подрос, чтобы снять подгузник и носить трусики, как взрослый. Можно показать картинки с детьми, сидящими на горшке или тематический мультфильм. Предлагайте малышу самому сесть на горшочек, пусть проведет на нем какое-то время. Присаживайте еще пару раз в течение дня.
  2. Во второй день продолжайте знакомство с горшком в более активном темпе. Посадите ребенка на него сразу после сна, после завтрака и перед дневным сном. Чтобы малыш не отвлекался и не вставал, находитесь с ним рядом, развлекайте его. При намеках справить нужду старайтесь подгадать момент и высадить на горшочек.
  3. Придерживаясь одной линии поведения, продолжайте спокойно предлагать горшок ребенку, интересуйтесь, не хочет ли он “сделать дела”. Подгузники с этого дня постарайтесь убрать насовсем, даже на время прогулок – чтобы не запутать ребенка и определить серьезность намерения приучить к горшку.
  4. В четвертый и последующий дни постепенно вырабатывайте “режим” использования горшка. Если ребенок заигрался и забыл о необходимости сесть на горшочек, напомните ему об этом. Обязательно поощряйте малыша после каждого успешного похода на горшок похвалой.

Важно! На время приучения к горшку одевайте ребенка в одежду, которую он сможет самостоятельно снять при необходимости. Никаких лямок, пуговиц и тугих резинок, – иначе малыш может однажды просто сесть в одежде и справить нужду в ней, если не успел вовремя попроситься снять штанишки.

Правильный выбор горшка

Прежде, чем начинать учить ребенка ходить на горшок, нужно выбрать его правильно

Это мы, взрослые, думаем, что не важно, как будет выглядеть данный атрибут, какого цвета и из какого материала он будет сделан. Но вот ребенку так не покажется

Он не сядет на холодный и неудобный туалетный прибор. Мало того, у него может надолго появиться неприязнь и страх к нему. Горшок нужен теплый и удобный. Именно поэтому стоит покупать только пластиковые горшочки. Цвет особого значения не имеет, поэтому не стоит переживать, что у мальчика розовый горшок, а у девочки, наоборот, голубой. Для малыша главное, это удобство. Не ошибетесь, если купите мальчику горшок продолговатой формы, а девочке круглый. Сейчас такое разнообразие форм и расцветок, что можно с легкостью подобрать нужный. Для начала пусть это будет даже не столько туалет, сколько новая яркая игрушка. Ребенку нужно сперва привыкнуть к новой вещи в доме, присмотреться к ней, пощупать, поиграть, а уж потом учиться ей пользоваться.

Выбираем горшок для ребенка правильно

Конечно, если горшок яркий, интересный и музыкальный, малышу сидеть на нем будет интереснее. Но:

  • Поощрять игры с горшком не следует. Так же, как есть кровать, на которой спят, есть и горшок, на котором писают и какают.
  • Слишком долгое сидение на горшке вредно, оно может привести к проблемам с прямой кишкой, геморрою, застою крови в малом тазу.

Немалую роль в успехе приучения малыша к туалету играет сам горшок. При его выборе следует учесть следующие моменты:

Материал.
Конечно, пластик удобнее всего. Его легко мыть, он не тяжелый, удобно переносить

Обращайте внимание на качество пластика – в нем не должны присутствовать вредные вещества. Требуйте сертификат, даже если вам неловко – мол, «из-за какого-то горшка мурыжить продавцов»

На самом деле, здоровье вашего ребенка важнее вашей стеснительности.

Крышка.
Желательно, чтобы у горшка она была. А заодно и ручка.

Недопустимо, чтобы на горшке присутствовали заусеницы, трещины и прочие дефекты. Это убежище для микробов и риск травмирования детской кожи.

Соответствие горшка особенностям тела и анатомическим размерам малыша. Форма горшка для девочки – круглая (овальная), для мальчика – вытянутая вперед, с приподнятой передней частью.

Высота горшка – около 12 см и, желательно, такой же диаметр самой емкости. Чтобы ножки упирались в пол. После двух лет высота и диаметр горшка увеличивается до 15 см.

Простота.
Чем проще, тем лучше. Излишний комфорт расслабляет и удлиняет время, проведенное на горшке. Поэтому от «кресел» и высоких спинок отказываемся.

Что делать ночью?

Медики считают, что до 4 лет мочевой пузырь не может удерживать весь ночной объем мочи. Поэтому кроху придется высаживать ночью на горшок, если при этом он легко засыпает. Если не хотите будить по ночам, вполне подойдет использование тренировочных штанишек, подгузников или пеленки на ночь. Если несколько ночей подряд подгузник остается сухим, можете от него отказаться, подстилая пеленку на всякий случай. Не стоит ругать кроху, если он ночью написает, ведь он сделает это непроизвольно. А вот если такое регулярно случается после 4,5 лет, лучше обратиться за консультацией к невропатологу.

Возможные трудности

К сожалению, иногда случается так, что освоение туалетной науки превращается в настоящую войну. Малыш начинает изо всех сил сопротивляться, выгибаться при виде горшка, а порой даже доходит до того, что он намеренно начинает сдерживать выделения и справлять нужду в неположенном месте. У всего этого может быть только одна причина и, как бы ни было неприятно это осознавать, эта причина не в ребенке. Корень проблемы кроется в излишнем давлении, которое оказывают родители на ребенка. Насильственное усаживание, постоянные укоры за промахи – все это крайне отрицательно сказывается на отношении малыша к горшку. А так как акты выделения – одна из первых сфер, которые становятся подконтрольны малышу, то при нарушенных отношениях с родителями он использует эту власть как средство борьбы.

Еще более опасная ошибка, которой следует избегать – эксплуатация чувства стыда ребенка. Некоторые родители начинают публично стыдить малыша, выставлять напоказ его промахи. Но поскольку навыки контроля над выделениями приобретаются только при определенной физиологической зрелости организма, то и повлиять на них с помощью публичных унижений маленького человека нельзя! А вот нанести малышу психологическую травму можно. Психологи утверждают, что если часто и грубо провоцировать у ребенка переживания стыда, то впоследствии, уже став взрослым, такой человек будет склонен к болезненной застенчивости, страху публичных действий, страху демонстрировать себя вообще.

Во всех этих ситуациях только один  выход – отстать от ребенка, забыть о горшке на 1-2 месяца. Ну а, вновь вернувшись к нему, забыть о какой-либо критике!

Две позиции при приучении малыша к горшку

  1. ПОЗИЦИЯ №1.

Эта группа мам, психологов и других специалистов мира детства изначально воспринимают ребёнка как «неумное существо», которое нужно УЧИТЬ.

В основе такой идеи лежит изначальное недоверие к детской природе и неспособность ребёнка что-либо делать или чему-то учиться без активной помощи взрослого.

Именно исходя из этой точки зрения написаны большинство статей про приучение к горшку.

Ребёнок ставится в позицию ниже взрослого и тогда действительно его нужно учить, им нужно управлять и его нужно контролировать.

Следование таким теориям приводит к:

  • Ранним активным действиям по приучению к горшку, которые, в конце концов, оказываются бесполезными. Подробнее о об этом читайте в статье С какого возраста приучать ребенка к горшку?>>>
  • задержкой сроков, когда ребёнок научится сознательно своими волевыми усилиями управляться с органами мочеполовой системы, и начнёт ходить на горшок по собственному желанию;
  • необходимостью постоянно контролировать ребёнка и его походы в туалет «А ты хочешь в туалет?», «Может все-таки хочешь?» «Не хочешь, но давай на всякий случай сходим, а то вдруг ты хочешь но не понимаешь….»
  1. ПОЗИЦИЯ №2.

Эта группа мам изначально воспринимает ребёнка как человека. Просто маленького.

Эти мамы понимают, что ребёнок просто уменьшенная копия взрослого и одной из главных потребностей ребёнка, можно сказать его движущей силой развития – является желание стать таким же, как мама и папа. В том числе и об этом я рассказываю в курсе Мама и папа – воспитываем вместе!>>>

Основываясь на таком подходе вопросы питания, приучения к горшку, ответственность за свои действия воспринимаются в несколько ином ключе и становится понятно, что ребёнок САМ станет ходить на горшок, когда будет к этому готов!

Задача взрослых – дать ребёнку возможность взрослеть и создавать условия для перехода на новый уровень!

Когда приучать ребенка к горшку

Около года ребенок начинает осознавать, что ему пора «сделать важные дела». В это время он уже понимает, хочется ли ему «по-маленькому» или «по-большому». Естественный контроль этих процессов начинается после года и окончательно вступает в силу в течение второго года жизни. Средний возраст выработки устойчивых рефлексов — от 22 месяцев до 3 лет. Осознанный поход на горшок — важный показатель взросления ребенка

Педиатры считают, что тут важно не спешить. Родителям нужно быть готовыми потратить силы и время, чтобы обучить ребенка всем тонкостям этого деликатного процесса

Встречаются, правда, вундеркинды, способные научиться за несколько дней. Но далеко не всем родителям так везет. Большинству детей требуется несколько месяцев, чтобы довести этот навык до совершенства.

1) Правильное время. Прежде чем начинать приучать ребенка к горшку, задайте себе несколько вопросов:

  • Установился ли у малыша более или менее стабильный режим дефекации?
  • Способен ли он более 1,5 – 2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии?
  • Знает ли ребенок названия частей тела и предметов одежды?
  • Понимает ли он значение слов «пописал» и «покакал»?
  • Может ли малыш следовать простым указаниям?
  • Умеет ли он ходить и садиться?
  • Может ли самостоятельно снимать и надевать штанишки?
  • Умеет ли он демонстрировать отрицательные эмоции, вызванные пребыванием в грязных подгузниках?
  • Способен ли он любым способом передать родителям слово «хочу»?

Если вы будете заставлять ребенка садиться на горшок, когда он еще не готов к этому ни морально, ни физически, скорее всего, это не приведет ни к чему хорошему, кроме лишнего стресса у малыша и у вас.

2) Правильные условия. Следующее, что вы должны сделать, — оценить обстоятельства, в которых вы собираетесь приучать ребенка к горшку. Если в этот период жизни у него и без того много стресса (смена садика, новая няня или появление младшего братика), придется отложить это до лучших времен. 

Теперь спросите себя, готовы ли вы к ежедневным тренировкам на протяжении нескольких месяцев. Если вы делаете ремонт или только устроились на новую работу, если вы снова беременны и испытываете недомогание по утрам, возможно, это не лучшее время для приучения ребенка к горшку.

Если же время удачное и вы после консультации с педиатром думаете, что малыш готов, — можно начинать.

Когда лучше начинать

Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку – важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями.

Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими, поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей. Описываемый стресс становится еще более выраженным, если ребенок не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности.

Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно

Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения

Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны быть проинформированы о методе, «ориентированном на ребенка.

«Ориентированный на ребенка» или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы. Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта детей. Данный подход помогает родителям правильно понять ребенка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребенка. Согласно этому методу ребенок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям). Согласно литературным данным, здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости в среднем в возрасте от 18 до 24 месяцев (Американская Академия Педиатрии, 2003).

Признаки готовности малыша к приучению к горшку:

Малыш  выражает простыми словами свои желания и просьбы
Он готов следовать простым указаниям
Способен снять простую одежду самостоятельно — штанишки на резинке и трусики
У него достаточно развита моторика
У ребенка нет проблем со сном
У малыша нет проблем с пищеварением и хронических запоров

Важно, чтобы рацион ребенка был богат водой, клетчаткой и правильным жиром. 
Если вы еще даете грудь, структурируйте прикладывания. При хаотичных кормлениях в организм ребенка постоянно поступает жидкость в организм, малыш будет постоянно мочиться.  
Ребенок проявляет желание к самостоятельности
Малыша интересует тема туалета

Не стоит ориентироваться на сухой подгузник и ждать, чтобы ребенок начал ходить долгое время в сухом памперсе или просыпаться сухим.

Приучение к горшку добавляет стресс в жизнь ребенка. Поэтому не стоит совмещать обучение с другими важными событиями в его жизни. 

Обучайте малыша за 3-4 месяца до или после, если:

  • В ближайшее время вы ожидаете пополнения в семье
  • Малыш начинает сейчас ходить в детский сад

Во время обучения лучше оставаться дома в первые 7-10 дней. 

Повторное приучение

Часто случаются ситуации, когда ребенок регулярно посещал горшок и вдруг, начал отказываться ходить на него. Это может быть не только в возрасте 1,5-2 года, но и в 3-4. Причины у этого могут быть довольно разными.

  • Переезд или смена обстановки. Даже простейшие изменения в укладе жизни маленького человека (поступление в детский сад, переезд, появление в семье второго ребенка) могут привести к протесту во многих вещах, которые кроха делал регулярно и с удовольствием. Это касается и горшка;
  • К трем годам у ребенка начинается кризис возраста. В этот период малыш так и норовит сделать все на оборот. Это временное явление и его просто нужно перетерпеть;
  • Семейные проблемы могут стать причиной отказа от горшка. Когда родители скандалят на глазах у ребенка, это в любом случае негативно скажется на психике и поведении малыша. Малыш может начать бунтовать против всего или же наоборот замкнутся в себе;
  • Иногда при болезненных состояниях и во время прорезывания зубов малыш может перестать просится на горшок потому, что все его силы и мысли направлены совсем в друге русло.

Методика № 1: приучаем за семь дней

Каждой маме хочется, чтобы ее любимое чадо как можно скорее привыкло к туалету. Это не только позволяет наглядно увидеть, как вырос малыш, но и существенно сэкономит бюджет семьи, и уменьшит загруженность женщины домашними делами.

Есть несколько методик приучения к горшку, одна из них позволяет сделать это в течение семи дней. Специальная система, которая называется «Довольный малыш», придумана британкой, бывшей медсестрой Джиной Форд. Предназначена она для малышей в возрасте от полутора лет, которые могут понимать простейшие инструкции и выполнять их, пытаются сами одеваться-раздеваться, знают части тела. Методика расписана на семь дней и представляет собой следующее:

  1. Первый день начинается с того, что утром с ребенка снимают памперс (какой ты у нас большой, пора носить трусики!) и часто сажают на горшок. Можно привести малыша во взрослый туалет и наглядно показать, для чего он нужен. Если не все получается сразу, повторяем процесс через каждые четверть часа. Цель мамы сейчас – продержать на горшке 10 минут, что должно хватить малышу на выполнение всех его дел. Можно присесть с ним рядом и постараться чем-то увлечь, чтобы не появилось желание встать с горшка. Если все же штанишки были испачканы, стоит запастись терпением и ни в коем случае не ругать кроху.
  2. День второй нужен для закрепления навыка. Но при этом нужно быть внимательным, чтобы малыш не сильно увлекся играми, и вовремя подставлять горшок.
  3. Третий день продолжает выбранную методику. Нужно забыть о памперсах даже при прогулках, чтобы не возникало желания в них помочиться. Перед улицей обязательно нужно подержать ребенка на горшке. И периодически интересоваться, не хочет ли он в туалет. Первое время можно брать с собой и «пластикового друга», если не хочется водить малыша в «кустики». Через несколько дней ребенок научится сдерживать себя, и надобность в горшке на улице отпадет.
  4. К четвертому дню многие детки уже посещают горшок сами. Только пока надо напоминать заигравшейся крохе о необходимости сходить в туалет. И больше хвалить и чаще поощрять, но никогда не ругать за оплошности. И так до конца недели. Позже горшок ставят в туалет или ванну, чтобы малыш ходил справлять нужду уже в специально отведенную комнату.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector