35+ курсов по шахматам: лучшие онлайн-уроки для взрослых и детей

Закрытые дебюты

Наконец мы переходим к закрытым дебютам — в которых белые начали партию не с хода 1. е4. Закрытые дебюты характеризуются упором на позиционную борьбу, маневры фигурами при закрытом центре.

  1. Ферзевый гамбит

    Начнем с дебюта, который стал известен на весь мир после выхода сериала «Ход королевы» (в оригинале Queen’s gambit, дословно — ферзевый гамбит). Он получается ходами 1. d4 d5 2. c4.

    Гамбитные варианты в закрытых дебютах отличаются от открытых: здесь пешка жертвуется не ради атаки на короля, быстро отыгрывается и чаще всего черные вообще отказываются ее съедать (самый частый ответ — 2. …е6, который ведет к отказанному ферзевому гамбиту).

  2. Староиндийская защита

    Староиндийская защита — популярный закрытый дебют, в котором черные отказываются от занятия пешками пятой горизонтали в начале партии и фианкеттируют слона на поле g7. По некоторым классификациям дебюты, в которых на 1. d4 черные отвечают не 1. …d5, относятся к полузакрытым дебютам.

    Ходы староиндийской защиты:

    1. d4 Кf6
    2. c4 g6
    3. Кс3 d6.

    В дальнейшем белые будут играть по центру, в некоторых вариантах уходят в длинную рокировку и атакуют на королевском фланге. Черные же после рокировки будут готовить подрыв центра ходом c5 или е5 и использовать дальнобойного чернопольного слона.

  3. И, наконец, еще один популярный закрытый (или полузакрытый) дебют — защита Нимцовича. Он получается после ходов

    1. d4 Кf6
    2. c4 e6
    3. Кс3 Сb4.

    Черные связывают белого коня, а их дальнейшие планы могут быть связаны с проведением с5, d5 или же развитием белопольного слона на b7.

    Конечно, существует еще множество интересных дебютов. В каждом популярном варианте есть свои преимущества, и выбор основного дебюта зависит от уровня и стиля игрока. Помочь в выборе дебюта, который станет любимым, может изучение шахматной теории, а также партий современных гроссмейстеров.

Отточить популярные шахматные дебюты на практике помогут онлайн-уроки по шахматам в школе Skysmart. Опытные преподаватели обучают по индивидуальной программе, помогают развить стратегическое мышление, память и навык концентрации. Вводный урок — бесплатно!

Другие правила шахмат

Как известно, в любом сражении солдаты не просто маневрируют на поле боя, они нападают и бьют солдат противника, а сами защищаются от вражеских атак. Шахматные фигуры не исключение, тоже нападают, бьют врага и защищаются от атак.

Ходы в шахматах выполняются соперниками по очереди. Ход может состоять из простого перемещения своей фигуры, а может из взятия фигуры соперника. При этом она убирается с доски, а фигура, которая совершила взятие, ставится на место побитой фигуры.

На диаграмме ферзь черных, при своем ходе, может взять белую ладью на е3, в этом случае ладья убирается с доски, а ферзь побивший ее ферзь становится на поле е3. Также ферзь может взять слона не а6. При этом слон убирается, а ферзь становится на а6. Показаны также другие возможные взятия разными фигурами.

Нападение на короля называется шахом. На диаграммах показан шах королю от различных фигур.

Игрок обязан защитится от шаха. Сделать это можно тремя способами — уйти королем, закрыть короля своей фигурой, взять атакующую фигуру противника. На диаграмме белый ферзь напал на черного короля, объявил шах. Черные могут уйти королем, закрыться ладьей или взять шахующего ферзя слоном.

Если возникла позиция, когда король находится под шахом, а игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать, это значит, что королю поставили мат. С арабского словосочетание «шах мат» переводится как «король умер». Главная цель игры поставить мат королю противника. В шахматах означает проигрыш. Партия заканчивается.

На диаграмме мат черному королю. Белая ладья d8 дает шах, закрыться или взять напавшую ладью невозможно, так же как уйти от шаха.

Шахматные партии не всегда играются до мата. Часто игрок получивший плохую позицию и считая свое положение безнадежным, сдается не дожидаясь мата, так как уверен, что мат рано или поздно неизбежен. Однако даже в самой тяжелой позиции, при невнимательности противника, проигрывающий игрок может избежать поражения и потребовать ничью.

Если возникает позиция, при котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все её фигуры и пешки лишены возможности сделать ход по правилам, причём король не находится под шахом, это значит, что на доске пат. Партия заканчивается, объявляется ничья.

На диаграмме у белых ладья и король, против одинокого черного короля. Белые предвкушают победу и готовы в несколько ходов поставить мат и выиграть. Однако очередь хода черных. Шаха им нет, а ходить некуда. Брать ладью нельзя, она под защитой короля, поля а7 и b8 под боем ладьи. Пат. Ничья.

Другая ничейная ситуация это троекратное повторение. Часто достигается вечным шахом. На диаграмме у белых материальный перевес и следующим ходом они готовы поставить мат. Однако ход черных и они ходят ферзём на f2 и объявляют шах. Белый король обязан отступить на h1, другого способа защитится нет. Но черные вновь делают шах, возвращаясь ферзём на f1. У белого короля нет выбора кроме как вернуться на h2. Избежать непрерывных шахов нет возможности. И после троекратного повторения позиции объявляется ничья.

Также ничья фиксируется:

  • если обе стороны сделали 50 последних ходов без взятия и без хода пешкой;
  • если на доске осталось недостаточно фигур для постановки мата.

Ну и конечно, игроки имеют право по взаимному согласию зафиксировать ничью, если ни один из них не видит пути к выигрышу.

Цель игры в шахматах

Цель игры – поставить мат вражескому королю. Мат предваряет шах. Если играть за белых, то королю черных ставится шах в том случае, если белые могут его захватить (другими словами, если он находится под атакой фигуры белых). Чтобы белые не могли захватить черного короля на следующем ходу, черные должны сделать ход, который убирает короля из-под шаха.

Если черные не могут уйти из-под шаха, тогда объявляется, что черному королю поставлен мат, и белые выигрывают игру. Один из способов описать мат: мат – это положение, в котором королю поставлен шах, и игрок не может сделать ни одного хода, чтобы уйти из-под шаха. Еще один вариант развития событий – это когда черным НЕ поставлен шах, но они не могут сделать ни одного хода (в силу угрозы оказаться под шахом и / или в силу недоступности клеток). Такое положение называется пат. Когда происходит пат, игра завершается вничью.

Более подробно варианты окончания шахматной партии описаны в следующих разделах:

  • Шах
  • Мат
  • Пат
  • Ничья

Правила шахмат

Правила шахмат в том виде, что мы наблюдаем сейчас, сформировались примерно два столетия назад. До этого правила постоянно претерпевали изменений. Более того, они отличались в разных частях света, и можно сказать, что ближневосточные страны играли по своим правилам, а европейские по своим. Но давайте перейдем к самим правилам игры, хотя их смело можно считать негласными.

Защита

В первую очередь для начинающих важно думать о защите собственных фигур. Не отдавайте их просто так или при неравноценном обмене: было бы глупо побить пешку конем, которого впоследствии Вы потеряли из-за этого хода

Максимум на что можно пойти, это на равноценный обмен (конь-конь, ладья-ладья, слон-слон, или конь-слон) или обмен с преимуществом – это когда Вы забираете сильную фигуру противника более слабой, которую тоже теряете. Из всего этого вытекает следующее правило.

Во вторую очередь не оставляйте фигуры в одиночке. По крайней мере, ненадолго. Ферзь, к примеру, и сам о себе может позаботиться, но и его легко можно «загнать в угол», окружить и забрать: он не может прыгать через фигуры как конь. Именно поэтому нужно прикрывать свои фигуры другими фигурами, пусть даже пешками.

Если Вашу фигуру заберут при условии, что она прикрыта, Вы сможете минимизировать ущерб, нанесенный Вам, или вообще свести до нуля: прикрывающая фигура побьет противника. Простой пример: сдвоенные пешки, стоящие одна рядом с другой (плечо к плечу). Такой порядок этих фигур говорит о незащищенности обеих. А если Вы поставите их по диагонали друг от друга (например, два белых поля), то передняя пешка будет под защитой задней – уже что-то.

Далее Вы всегда должны думать о том, почему так, а не иначе пошел Ваш противник, и что из этого у него может получиться. Соответственно принимайте контрмеры. Из этого следует, что всегда нужно просчитывать ходы по направлению к Вашему королю. Прикрывайте его, уводите, если нужно. Потеряв одну фигуру, Вы еще сможете продолжить бой и нанести противнику поражение, а вот мат Вашему королю – это Ваш окончательный проигрыш.

Атака

Бездумное нападение чревато потерей фигур. Поэтому создавайте план по постановке мата или ликвидации сильных фигур. Хотя бы какой-то простецкий – это уже план. Играя все больше, Вы научитесь создавать план действий на много ходов вперед.

План очень прост? Тогда стремитесь захватить или контролировать (под прицелом Ваших фигур) центр доски. Это само по себе принесет Вам преимущества, даже если Вы не понимаете их до конца. Дело в том, что спектр ходов любой фигуры (за исключением пешек, которые фигурами, по сути, не являются – их так называют для простоты понимания) возрастает в центре по сравнению с краем доски и тем более углом.

Выводите ладьи (хотя бы одну) в начале партии, пока еще нет четкой угрозы Вашему королю. Ладья – это сильная фигура, которая сможет успешно поддержать атаку или заткнуть бреши в Вашей обороне. Этого у нее не получится, если она будет находиться на своей изначальной позиции. Максимум для чего можно беречь (не выводить) одну ладью, так это для рокировки, которая присутствует в Вашем плане.

Приемы

Как избежать подобного, можно легко найти в Сети – информации полно. Скажу лишь, что достаточно одной пешки, поставленной на пути королевы или слона, и мат в четыре хода провалится.

Особого упоминания заслуживает рокировка и «взятие на проходе».

Шах[]

  • Шах королю имеет место, когда поле, которое он занимает, оказалось под ударом фигур противника. В этом случае говорится, что фигура объявила шах королю.
  • Шах королю должен быть отражен следующим ходом. Шах можно отбить в один из следующих способов:
    • отойти королем на поле, не находится под ударом фигур соперника;
    • взять фигуру, которая угрожает королю;
    • прикрыть короля, поставив другую свою фигуру под удар на поле, что находится между королем и фигурой, что его атакует. Прикрыть короля невозможно от атаки конем.

Если шах невозможно отразить следующим ходом, то объявляется мат и игрок, который поставил мат, объявляется победителем партии.

Детский мат в шахматах в 2 и в 3 хода

А именно:

Вариант детского мата №1 – мат в 3 хода ставят белыеВариант детского мата №2 – мат в 2 хода ставят черные

Кроме того, мы поговорим с вами о том, как от этих видов мата защититься, чтобы с позором кому-нибудь не проиграть партию, да еще и на глазах друзей, родни, девушки, парня и т.д.

На самом деле, большинство людей на планете и даже начинающих и не только шахматистов, думают, что детский мат бывает только одного вида.

Когда первым делом белые двигают пешку с e4 на e5, потом атакуют слоном и ферзем поле черных f7 и по не опытности новичка, ставят мат черному королю ферзем, запирая его в клетке. Выглядит это примерно вот так:

А вот посмотрите на детский мат интерактивно:

К сожалению, корректная работа приложения на мобильном телефоне не поддерживается. Перейдите за ПК.

А вот и нет. На самом деле детских матов бывает 2 вида. Второй вариант выглядит вот так:

Все считают, что самый быстрый мат в шахматах – это мат в три хода. А вот и фигушки. Есть и мат в 2 хода и он тоже считается детским. Почему детским? Да потому что только дети могут ходить так белыми фигурами, что черные ставят мат в 2 хода. Опытный шахматист ходит так не будет.

Итак давайте к делу.

1 ход. Белые ходят e4, черные отвечают e5. Стандартное начало в шахматах. Белые и черные сделали хорошие ходы.

2 ход. Белые ходят слоном на c4, а черные допустим ходят конем на c6. Все пока что идет нормально.

3 ход. Белые ставят ферзя на h5!!! Здесь черные должны правильно сыграть, потому что им угрожает мат на f7 ферзем.

Но вот по неопытности, некоторые и ходят или конем на f6 или пешкой на d6, или вообще пешкой на b6, чтобы потом якобы вывести слона, НО! Получают детский мат ферзем на f7.

Кстати, в шахматах данный вид мата прославился как мат в три хода, но на самом деле правильнее было бы назвать – мат в 4 хода, потому что только на 4 ходу белый ферзь ставит мат.

Второй вариант детского мата

В этом варианте выигрывают черные. Но в этом случае белые должны сделать очень глупые ходы. Смотрим.

1 ход. Белые ходят f4, черные отвечают e6. Дямс… Странное начало у белых. ))

Вообще знайте, что поля f2 и f7 их надо оберегать и не открывать в шахматах вот так как это сделали сейчас белые.

2 ход. Белых ходят g4!!! Ужастики. Это конец. Черные ставят мат ферзем на h4.

Вот вам и мат в 2 хода.

Как защититься от детского мата?

На самом деле защита простая. Давайте второй вариант рассматривать не будем. Потому что в нем защита простая – не надо ходить пешками f4 и g4.

Рассмотрим первый вариант. После того как ферзь белых встал на h5 наилучшим ходом за черных будет – ферзь f6.

Теперь он будет защищать пункт f7. К тому же следующим ходом черным можно будет сходить слоном на поле c5 и противники поменяются ролями. Теперь под угрозой у белых будет их слабый пункт f2.

И даже если потом ферь убежит на f3 с продолжением атаки на пункт f7 черных, то черные просто сходят конем на f6.

И вуаля. В итоге белые хотели создать атаку и поставить мат. А получилось так, что просто побегали ферзем по доске, пока черные развивали фигуры. Позиция у черных стала лучше, чем у белых.

А если бы пешка на e5 была бы не под защитой, то защищаться от детского мата ходом g6 не правильно. Почему? А потому что ферзь скушает пешку e5, поставит шах королю черных и одновременно нападет на ладью h8, которую схрумкает следующим ходом.

Вот такие вот дела дорогие друзья. Как вам статья? Оказалась ли она полезной для вас? Надеемся, что теперь вы с легкостью будете обыгрывать новичков + будете знать как избежать детского мата, если вам его кто-нибудь захочет поставить.

Если что-то вам было не понятно, то предлагаю посмотреть вот это видео:

ЗДЕСЬ БУДЕТ ВИДЕО.

Некоторые правила турниров

Во многих турнирах применяется набор общих, схожих между собой правил. Эти правила не обязательно применимы к партиям, которые играются дома или онлайн

Взялся — ходи!

Знакомство с Часами и Таймерами

В большинстве турниров используется контроль времени, который ограничивает время на всю партию
, а не ход. Это происходит потому, что когда в 1800-х годах начались первые шахматные турниры, некоторые ребята, осознавая, что они проигрывают, просто сидели и не делали ходов. С такой замечательной стратегией они всё никак не проигрывали… а турниры всё никак не заканчивались! После этого были изобретены шахматные часы, которые стали нормой в большинстве турниров.

Каждый игрок получает одинаковое количество времени на всю партию и может решать для себя, как использовать это время. Сделав ход, игрок нажимает на кнопку или рычаг на часах, ставя свои часы на паузу и запуская при этом часы соперника. Если у одного из игроков время на игру заканчивается и его соперник заявляет об истечении времени, тот, чьё время истекло, проигрывает (за исключением ситуации, когда у его соперника недостаточно фигур, чтобы поставить мат — в этом случае объявляется ничья). Нажмите сюда, чтобы посмотреть, как быстро игроки ходят в партиях с ограниченным контролем времени!

Немного истории

Как гласит наиболее распространенная версия, предтечей шахмат являются игры чатуранга и шатранж. Игра чатуранга предполагала использование игральной кости, но имела практически идентичные фигуры, но без ферзя.

Шатранж не использовал игральные кости и являлся практически идентичным современным шахматам, но некоторые фигуры ходили по-другому по сравнению с современными шахматами.

Появление ферзя в составе шахматных фигур

Наиболее интересной в истории шахмат является, пожалуй, эволюция ферзя, которого изначально вообще не было на шахматной доске. Ведь шахматные фигуры представляли собой символы существующих войск, но ферзь не мог символизировать отряд кавалерии или слонов.

Ферзь, вероятнее всего, появился в Средневековье и изначально не был такой мощной фигурой, но потом приобрел теперешнее значение, вполне возможно по политико-историческим причинам. Вспомните, какое значение в средневековье имели разные кардиналы, тайные советники и подобные фигуры, которых на шахматной доске, собственно, и олицетворяет ферзь.

Лучшие самоучители по шахматам

В настоящий момент существует большое количество самоучителей и пособий для игры в шахматы. Мы решили выбрать для вас достойные материалы, которые в самом деле принесут пользу, позволят овладеть теорией и необходимыми навыками, помогут решать типовые задачи на шахматной доске. Вот лучшие самоучители по шахматам по мнению редакции (переходите по ссылкам в описании, чтобы скачивать книги):

Авербах, Бейлин. «Путешествие в шахматное королевство»

Хорошо структурированное пособие для начинающих, которое особенно понравится детям. Материал изложен просто и доступно. Помогает быстро овладеть теорией и необходимыми знаниями, чтобы сразу их применить на практике. Есть раздел, посвященный истории шахмат. Самоучитель подойдет для самостоятельного овладения искусством шахматной игры.

Василий Панов. «Первая книга шахматиста»

Эта книга является одним из лучших пособий для новичков и игроков среднего уровня. Удобство изучения материала дополняется наглядными графиками и диаграммами. У постигающего искусство игры формируется правильное понимание логики. Попеременное сочетание текста с рисунками делает усвоение материала удобным, эффективным и увлекательным.

Фишер, Гуфельд. «Бобби Фишер учит играть в шахматы»

Эта книга состоит из двух частей. Первая посвящена самому знаменитому шахматисту, игра которого вызывает восхищение, а вторая погружает в саму суть и правила шахмат. Пособие написано в соавторстве. Его можно использовать в качестве учебника для начинающих.

Александр Котов. «Как стать гроссмейстером»

Когда игрок овладеет игрой в шахматы на начальном уровне и решит продвинуться дальше, ему стоит познакомиться с книгой Александра Котова «Как стать гроссмейстером». Автор книги сам выдающийся шахматист середины XX века и талантливый писатель. Он был очень неординарной личностью, и это нашло отражение в пособии. Данный самоучитель формирует у читателя особый взгляд на игру, как на определенную систему, где происходит взаимодействие ее элементов.

Как правильно играть в шахматы?

Вы научились ходить шахматными фигурами по отдельности. Но если все фигуры стоят на шахматной доске, и одна фигура преграждает путь другой, как здесь правильно играть? Тогда следует поступить следующим образом: если на пути стоит ваша фигура, то путь закрыт. Если же стоит фигура другого цвета, путь можно освободить, взяв (побив) ее. Это происходит следующим образом: «вражескую» фигуру вы снимаете с доски и на ее клетку ставите свою бьющую фигуру. Это делается за один ход. Однако брать фигуры необязательно.

Давайте рассмотрим пример:

В этом примере путь черной пешке преградила белая, но черная пешка может побить ладью. Сделав такой ход, она переходит на новую вертикаль и может продолжать по ней движение вперед. Черная пешка, стоящая на «e7» может пройти на восьмую горизонталь двумя путями: просто вперед, или взять коня. И в том, и в другом случае, пешка прошла все шахматное поле и может превратиться в любую фигуру.

Во время игры все фигуры передвигаются по доске, нападают друг на друга, снимаются с доски. Все, кроме одной — короля. Короля сбить нельзя. Ему можно только объявить «шах», то есть предупреждение. Если король получает «шах», нужно немедленно отреагировать, обезопасить его. Это можно сделать, сбив нападающую фигуру, защитив короля другой фигурой, уйдя на безопасное поле. Если нет возможности защитить короля, значит, король получил «мат». Партия проиграна. При записи «шах» правильно будет обозначается +, «мат» — x.

Есть еще два исключения из правил шахмат для начинающих:

  1. Вы знаете, что за один ход можно передвинуть только одну фигуру, однако за время игры каждому игроку разрешается один раз сделать двойной ход — одновременно переставить короля и ладью. Этот ход называется «рокировка». Рокировка делается следующим образом: ладью надо придвинуть к королю, король перепрыгивает через нее и становится с другой стороны. Нельзя делать рокировку, если: король и ладья уже делали ход; королю объявлен шах; после рокировки король и ладья не должны остаться под боем.
  2. Это касается только пешек. Можно побить пешку на проходе, когда она делает двойной ход. Как только пешка противника сделала двойной ход, вы можете снять ее с доски, поставив свою пешку на поле так, будто пешка противника сделала простой ход. Взять пешку на проходе можно только сразу после двойного хода пешки. Не взял сразу — возможность пропадает. Посмотрите на пример. Белая пешка c2 сделала двойной ход и стала на c4. Черная пешка с!4 может снять белую пешку с c4 и стать на cЗ, как будто белая пешка сделала простой ход.

При игре соблюдайте основное правило шахмат и учитесь сразу играть правильно: тронул фигуру — ходи ею. Поэтому пока вы не продумали как следует ход — не прикасайтесь к фигуре.

Вы познакомились с основными правилами шахматной игры и можете попробовать сыграть свою первую шахматную партию.

Если у вас появилось желание научиться хорошо и правильно играть в шахматы, изучить это искусство поглубже, воспользуйтесь специальными сайтами «Шахматы для начинающих», «Как научиться играть в шахматы», шахматной литературой для детей, книгами, журналами, поиграйте в шахматные симуляторы .

Ни капли пощады: личный опыт автора статьи, как научиться играть в шахматы

О том, как было бы замечательно уметь играть в шахматы, автор статьи задумалась лет в 12. И как только эта умная мысль пришла в голову, Вселенная решила: «А почему бы и нет?»: по соседству с нами поселилась семейная пара, где муж был не абы каким учителем физкультуры, а кандидатом в мастера спорта по шахматам.

Так и началось настоящее «боевое крещение»: за полчаса были объяснены правила, а дальше началось жестокое «рубилово» — уважаемый Александр Иосифович ставил бедному ребенку (автору статьи) мат в три-четыре хода и самодовольно потирал руки.

О том, чтобы поддаться новичку, не было даже речи! Затем следовал разбор допущенных ошибок и начиналась новая партия.

Через несколько месяцев такого «издевательства» автор статьи научилась вполне сносно игре в шахматы, а когда впервые «ученик превзошел учителя», то радости не было предела. Это событие отмечалось тортиком и горячим шоколадом.

Ходы фигур

3.1. Не разрешается ходить фигурой на поле, занятое фигурой того же цвета. Если фигура ходит на поле, занятое фигурой партнера, последняя берется и снимается с шахматной доски, что является частью того же самого хода. Считается, что фигура нападает на фигуру партнера, если фигура может совершить взятие на этом поле в соответствии со статьями 3.2-3.8.3.2. Слон может пойти на любое поле по диагонали, на которой он стоит.

3.3. Ладья может пойти на любое поле по вертикали или горизонтали, на которых она стоит.

3.4. Ферзь может пойти на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит.

3.5. При выполнении этих ходов слон, ладья или ферзь не могут передвигаться через какие-либо стоящие на их пути фигуры.3.6. Конь может пойти на одно из полей, ближайших к тому, на котором он стоит, но не на той же самой горизонтали, вертикали или диагонали.

3.7.

  1. Пешка может пойти вперед на свободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали, или
  2. своим первым ходом пешка может пойти как в (а); кроме того, она может продвинуться вперед на два поля по той же вертикали при условии, что оба поля свободны, или
  3. пешка может пойти на поле, занятое фигурой партнера, которая находится по диагонали перед ней на соседней вертикали, при этом пешка берет эту фигуру.
  4. пешка, атакующая поле, пересеченное пешкой партнера, которая одним ходом продвинулась со своей начальной позиции на два поля, может взять эту пешку партнера, как будто последняя была продвинута только на одно поле. Это взятие может быть осуществлено только на ходу, следующим за этим продвижением, и называется взятием «на проходе».
  5. Когда пешка достигает самой дальней от ее начальной позиции горизонтали, она должна быть заменена (и это является частью того же хода) на ферзя, ладью, слона или коня того же цвета. Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были взяты ранее. Такая замена пешки на другую фигуру называется «превращением», и действие новой фигуры начинается сразу же.

3.8.( а) Имеются два различных способа передвижения короля, посредством:

  1. передвижения на любое соседнее поле, которое не атаковано одной или несколькими фигурами партнера;Считается, что фигуры партнера атакуют поле, даже если такие фигуры сами не могут ходить.или
  2. <рокировки>. Это ход короля и одной из ладей того же цвета на одной и той же горизонтали, считающийся как единственный ход короля и выполняемый следующим образом: король перемещается со своего начального места на два поля по направлению к ладье, затем эта ладья перемещается на поле, которое король только что пересек.

Перед рокировкой белых на королевский фланг.Перед рокировкой черных на ферзевый фланг После рокировки белых на королевский фланг.После рокировки черных на ферзевый фланг


Перед рокировкой черных на королевский фланг.Перед рокировкой белых на ферзевый фланг После рокировки белых на ферзевый фланг.После рокировки черных на королевский фланг.

1) Рокировка невозможна:

  1. если король уже ходил, или
  2. с ладьей, которая уже ходила.

2) Рокировка временно невозможна:

  1. если поле, на котором король стоит, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, атаковано одной или несколькими фигурами партнера;
  2. если между королем и ладьей, с которой намереваются рокировать, находится какая-либо фигура.

(b) Считается, что король находится «под шахом», если он атакован одной или несколькими фигурами партнера, даже если такие фигуры сами не могут ходить.Объявление шаха не обязательно.3.9. Ни одной фигурой нельзя ходить так, чтобы ставить своего короля под шах или оставлять своего короля под шахом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector