Учебная готовность ребёнка к школе

Совет 1. Не будьте занудами

Не относитесь к подготовке ребёнка к первому классу слишком серьёзно. Это значит, что не стоит сажать его за стол и заставлять выписывать прописи — ребёнок быстро заскучает. То же самое с бесконечной зубрёжкой стихотворений. Нередко бывает, что первоклассник, умеющий рассказывать сказки и басни наизусть, обладает низким уровнем общей психологической, личностной зрелости и коммуникативной готовности к школе. Поэтому — никакого занудства и зубрёжки при подготовке ребёнка к первому классу!

Лучше выберите формат игры. Учиться можно сидя на полу, лёжа на диване или гуляя по улице. Ведь просмотр фильмов, чтение книг, разговоры со взрослыми и сверстниками — это всё познание мира и себя.

Во время подготовки ребёнка к школе уделите внимание мелкой моторике, то есть занятиям на развитие ловкости кистей и пальчиков. Это поможет ребёнку, когда он будет учиться писать в школе, а ещё положительно влияет на постановку речи

Чтобы развивать моторику, нужно рисовать, лепить, работать с конструктором, выкладывать картины или аппликации из бусинок, зубочисток и прочих мелочей. Это и весело, и полезно для будущих первоклассников!  

В идеале: счет, чтение, письмо

В некоторых школах предъявляются требования к знаниям математики, к навыкам письма и чтения. Перед поступлением в такую школу следует тщательно подготовить ребенка — научить базовым понятиям математики:

  • цифры от 0 до 9, ребенок в идеале должен уметь считать и не путать числовой порядок;
  • сравнение чисел (что меньше, а что больше);
  • основные геометрические фигуры — должен уметь называть (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
  • ребенок в идеале решать легкие примеры по сложению и вычитанию;
  • выделять в группы фигуры по признакам.

«Продвинутые» школы берут в 1 класс учеников, обладающих элементарными знаниями и навыками чтения и письма, т.е. если ребенок:

  • знает, что такое согласная буква и гласная;
  • знает, чем отличается звук от буквы;
  • подбирает слова на определенную букву;
  • знает, где располагается указанная буква в слове;
  • умеет разделить слово на слоги.

Если в школе при поступлении принято проводить отбор, то скорее всего, выберут тех детей, которые обладают данными знаниями и навыками. Для обучения по программе «Школа России» отбор не проводят, остальные школьные программы подразумевают отбор учеников, проверку знаний.

Если планируете пойти в такую школу, где проводят отбор, узнайте, какие требования к знаниям предъявляются и научите ребенка всему необходимому. Это можно успеть сделать за лето (в перерыве между садиком и школой). Проверено!

Кругозор

К 7 годам общий кругозор детей уже достаточно развит, и они без труда смогут ответить на вопросы по следующим темам:

  • называть полностью своё имя, фамилию и отчество;

  • говорить возраст и день рождения;  

  • назвать фамилию, имя и отчество родителей, их место работы, профессию или род занятий;

  • рассказать про остальных членов семьи (имя, кем приходится)

  • назвать домашний адрес – город/посёлок/деревню, улицу, номер дома и квартиру, этаж;

  • знать название страны и столицы;

  • называть основные цвета и их оттенки;

  • различать и называть части тела человека; 

  • иметь представление о профессиях;

  • различать предметы одежды, обуви, головные уборы;

  • называть виды наземного, водного, воздушного транспорта;  

  • знать правила поведения в общественных местах и на улице.

Окружающий мир

Придя в 1 класс, ребенок должен знать:

  • домашних и диких  животных, называть их детёнышей;

  • различать птиц, называя несколько зимующих и перелётных;

  • называть и показывать несколько растений, деревьев, характерных для своего места проживания; 

  • знать и различать овощи, фрукты, ягоды;

  • различать времена года, называть их признаки;

  • называть последовательно дни недели, месяцы.

Математика

К 1 классу ребёнок должен иметь определенный набор математических навыков:

  • знание цифр до 10;

  • соотнесение цифры с количеством предметов;

  • расположение цифр на числовой прямой;

  • прямой и обратный счёт;

  • сравнение групп предметов по количеству;

  • знание основных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);

  • сравнение и группировка предметы по разным признакам;

  • различение понятий “лево-право”, “вверху — внизу”;

  • умение ориентироваться на листе бумаги.

Речевое развитие

Должен ли ребёнок уметь читать перед школой? Это один из самых популярных вопросов родителей будущих первоклассников. Но  однозначного ответа на него нет. Никто не будет укорять вас, если к 1 сентября малыш умеет соединять буквы в слоги и неуверенно пробует себя в чтении. Ровно так же учителя отнесутся и к первокласснику, который  ещё только знаком с буквами. В школе каждого ребёнка обязательно научат читать и писать. Однако перед школой хороший уровень речевого развития создаёт уверенную базу для освоения грамоты.

Также обязательно уделите внимание произношению. Отсутствие дефектов в речи, чёткость артикуляции – всё это влияет на способность грамотно читать и писать

Если у вас вдруг появились сомнения, что у ребенка не всё хорошо с произношением, то сходите на консультацию к логопеду. 

Малыш должен уметь определять количество слогов и находить положение звука в слове, произносить слова чётко по слогам и различать множественное и единственное число.

Кроме этого, первокласснику необходимо уметь пересказывать небольшой рассказ, отвечать на вопросы по тексту, заучивать наизусть стихотворения, составлять рассказ по картинке, рассказывать о каком-то предмете, исправлять неправильно построенное предложение и отгадывать загадки и ребусы.

Чтобы научиться этим навыкам, как можно чаще читайте вместе с ребёнком и обсуждайте прочитанное. Так вы поможете малышу последовательно выражать свои мысли, задавать вопросы по тексту и развёрнуто отвечать на них, а также анализировать прочитанное и, конечно, развивать словарный запас.

Мелкая моторика

Развитие мелкой моторики подготовит будущего первоклассника к освоению навыка письма. Ребёнок должен уметь правильно держать карандаш, кисточку, уметь вести ровную, волнистую, ломаную линии, рисовать карандашами и красками, штриховать, обводить по контуру, закрашивать, не выходя за границы, дорисовать часть симметричного рисунка и перерисовывать фигуры образца. 

Обязательно нужно научить малыша пользоваться ножницами: резать полоски и аккуратно вырезать по контуру несложные геометрические фигуры. Не стоит забывать об аппликации,  лепке пластилином, собирании пазлов, мозаик, конструкторов.  А также создавайте вместе с ребёнком поделки из различных круп, камешков, палочек, песка. 

Но самое главное, даже если ваш малыш не знает что-то, это не причина для огорчения, ругани и наказания. Всегда найдите повод, за который можно похвалить ребёнка: “У тебя вышло не очень хорошо, но сегодня ты старался больше, чем вчера!”, “Нестрашно, что ты этого не знал, ты ещё учишься. Но ты очень хорошо ответил первый вопрос!”.

Помогите своему первокласснику обрести уверенность в себе, и тогда у него точно всё получится!

Коммуникативные навыки

Об этом важном пункте почему-то часто забывают. Все говорят о том, то ребенок к 1 классу должен знать свое имя, имена и фамилии своих родителей, свой адрес и тому подобное, но очень редко речь заходит о том, что он должен уметь общаться с другими детьми

И это гораздо важнее знания отчества дедушки или точного названия маминой профессии.

Школьная пора — это очень важное время в жизни ребенка, в течение которого будет пройдена значительная часть его социализации. Поэтому крайне желательно, чтобы к 1 классу он уже имел большой опыт общения со сверстниками, не боялся и не стеснялся с ними общаться, обладал базовыми навыками разрешения конфликтов, и так далее

От комфортного вливания в классный коллектив зависит достаточно многое: как в контексте учебы, так и в плане развития социальных навыков и даже самооценки ребенка.

В завершение стоит отметить, что любое прожитое время — никогда не упущенное, потому что в течение этого времени многое происходило и многое было сделано. И если ваш ребенок по многим показателям не готов идти в школу, нет ничего страшного в том, чтобы отсрочить это событие на год. Ну а если по большинству факторов все в порядке — не переживайте понапрасну и радуйтесь вместе с ребенком его первому школьному звонку!

Окружающий мир

Сложно однозначно сказать, что должен знать ребенок к первому классу. Обычно диагностику проводит школьный психолог.

Беседа с ним может включать следующие вопросы:

  • имя и фамилия ребенка;
  • возраст;
  • место жительства;
  • имена и фамилии родителей и их места работы.

Оцениваются не только знания дошкольника, но и его способность связно разговаривать. Он должен уметь строить предложения, полно отвечать. Иногда родителям кажется, что достаточно того, что ребенок заучил наизусть их места работы. Намного важнее другое: дошкольник должен понимать, чем занимаются его мама и папа.

Например, он может ответить:

  • мама работает воспитателем, она учит маленьких детей и играет с ними в садике;
  • папа полицейский, и он ловит преступников.

Он ориентируется в этих терминах, понимает, что такое утро, день, вечер. Хорошим преимуществом будет умение использовать часы. Только нужно учить дошкольника смотреть время не по электронному табло, а по обычному стрелочному.

Дошкольник должен ориентироваться в днях недели, понимать связь природных явлений и времени года. Например, снег идет зимой, летом жарко и можно купаться и т. п. Психолог может спросить его о том, какие птицы бывают, где обитают те или иные животные.

Каким должен быть будущий первоклассник по ФГОС?

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования определяет «портрет» выпускника ДОУ, а следовательно и будущего первоклассника. Акцент со знаний и умений в нем смещен на уровень общей культуры, наличие качеств, «обеспечивающих социальную успешность». Таким представлен старший дошкольник, готовый к учебе в школе, в рекомендациях по ФГОС:

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый

Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели

Ребенок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Обладающий умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладевший необходимыми умениями и навыками

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний. Обучать, проверять и «натаскивать» можно, но постарайтесь делать это без фанатизма. Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!

Специально для lovingmama.ru

Полный перечень требований

Подготовка к первому классу — это больше, чем обучение чтению и счёту. Ребёнок должен знать и многие другие вещи. Какие именно — смотрите далее. Всему этому ребёнка можно научить и дома, самостоятельно, без каких бы то ни было курсов подготовки, потому что сегодня существует огромный выбор пособий, которые помогут вам полностью справиться с задачей.

Сложность беседы при поступлении в школу очень сильно варьирует от привилегированности школы: куда-то вас возьмут в любом случае, а куда-то — большой конкурс, и в такие школы вы, скорее всего, не сможете поступить, если не будете посещать подготовительные курсы (потому что очень легко составить такую программу вопросов и проверки, которую ребёнок может выполнить только после специальной подготовки).

Как бы то ни было, дальнейший перечень того, что ребёнок должен знать, является основополагающим. Требований достаточно много, так что к школе сегодня нужно начинать готовиться как минимум года за два.

Вам пригодятся обучающие пособия, карточки, дидактические материалы: выбирайте по разным направлениям развития.

Одно из самых эффективных занятий — это игра в школу: организуйте дома место, где ребёнок сможет (с вашей помощью) обучать своих кукол и плюшевых мишек, предоставьте все необходимые материалы и пособия: так дети учатся очень быстро.

Как подтянуть ребёнка по русскому языку и развитию речи?

У большинства родителей не хватает времени и возможностей заниматься с дочкой или сыном лично. Или дети не воспринимают маму/папу в качестве педагога, дурачатся, не слушают. Самый распространённый выход в этом случае — дополнительные занятия по подготовке к школе. Как правило, курсы платные, они длятся до полугода и включают разные дисциплины. Это удобно, если позволяет бюджет и ребёнку требуется комплексное развитие

Если же хотите, чтобы всё внимание педагога уделялось только вашему малышу, выбирайте индивидуальные занятия с педагогом, правда, это удовольствие будет подороже коллективного обучения

Есть и третий вариант — занятия онлайн с помощью образовательных сервисов. Даже если родителям придётся самим сидеть рядом со своим чадом, процесс обучения пройдёт гораздо веселее и проще. И уж точно без раздражения и слёз. Можно начать подготовку заранее или быстро подтянуть знания перед первым сентября. Например, Smart University предлагает курс для дошкольников, который включает 15 увлекательных уроков, даёт все необходимые навыки для развития речи.

Каждый урок занимает до 20 минут и сконцентрирован на одной конкретной теме: звуки, слог, формы слов, ударения и другие. Пройдя их все, ребёнок научится отличать гласные от согласных, твёрдые от мягких, звонкие от глухих звуков, сможет читать по слогам и обогатит словарный запас, освоит связь между словами в предложении, сможет объединять их в тексты и составлять небольшие рассказы. Процесс увлечёт ребёнка, и ему не придётся заниматься из-под палки.

Требования в школе к будущему первокласснику

Процесс собеседования во всех школах отличается, поэтому и выдвигаемые требования к ребенку разные. Но некоторые формальные требования являются схожими.

Память

Каждый дошкольник обязательно должен знать собственную фамилию, имя, дату рождения, возраст, имена и отчества родителей, их род деятельности, название страны проживания, а также ее столицы.

Знание наизусть нескольких стишков будет очень кстати. Ребенок должен уметь быстро запоминать выложенные перед ним картинки, озвучивать изображения на них по памяти.

Такой вид тестирования памяти проводится следующим образом: выкладывается на стол 10 картинок, дается на запоминание 30 сек. После этого картинки переворачивают, перед дошкольником ставится задача запомнить хотя бы половину из них.

Познание окружающего мира

Ребенок должен знать, а также уметь называть по порядку времена года, 7 дней недели, время суток, животные как домашние, так и дикие, не лишним будет показать знания об самых распространенных растениях и деревьях. Довольно часто на собеседовании могут задавать вопросы о названии детенышей разнообразных животных.

Навыки обобщения

Проверка такого навыка проводится довольно просто. Дошкольнику дается задача сгруппировать предметы по какому-либо признаку. К примеру, отдельно выложить картинки птиц, а отдельно диких животных. Также ребенок должен уметь различать живое от неживого, отличать предметы по их роду.

Знание фонетики

Перед школой каждый ребенок должен знать звуки. Также необходимо уметь без труда находить слова, в которых есть какой-то звук. Перед первым классом дошкольнику необходимо уметь различать звуки по звонкости и мягкости, глухости и твердости.

Речевые навыки

Каждому будущему школьнику желательно уметь правильно задавать вопрос, а также давать исчерпывающий ответ. На собеседовании будет высоко оценено умение пересказывать небольшие по объему рассказы с передачей основного смысла прочитанного.

Возможно, перед дошкольником поставят задачу составить небольшой рассказ по представленной картинке, он должен быстро, связно формировать предложения, поэтому без тренировки с родителями никак не обойтись.

Математические знания

Четкий и лаконичный счет до 100, выполнение простых математических операций сложения, а также вычитания чисел до 10 – основные познания дошкольника в математике. Перед школой ребенку нужно уметь сравнивать цифру с количеством предметов. Знать название геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник обязательно.

Умение читать и писать

Конечно же, это является основных вопросом большинства родителей, ведь уже на протяжении первых месяцев обучения дети будут учиться быстро произносить слоги, а потом составлять из них слова, предложения.

Если малыш перед школой может читать по слогам и уже хорошо пишет читать – это считается хорошим уровнем подготовки. Официально в школах перед дошкольником не выдвигаются требования уметь читать, но этот вопрос обязательно зададут во время собеседования.

Роль родителей в том, насколько быстро ребенок будет знать буквы, а потом складывать из них слоги и слова достаточно велика, ведь именно дома создается мотивация и желания обучаться новому.

Каждый родитель должен выработать собственную тактику в обучении дошкольника, учитывать его интересы и скорость запоминания. Если сразу не получается выучить весь алфавит, значит не пришло еще на это время.

Можно попробовать вернутся к этому через несколько дней

Совместное чтение, проведение развивающих игр помогут малышу развить мышление и внимание, подготовить его к «серьезным» занятиям. Главное, чтобы все было в удовольствие, только тогда дошкольник захочет читать самостоятельно, появится желание учиться

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

По закону и здравому смыслу

В законе нашей страны «Об образовании» сказано, что приём в первый класс в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях запрещено проводить на конкурс­ной основе. Как только ребёнку исполнилось шесть с половиной лет, он имеет право на зачисление в школу. Дополнительные тестирования или собеседования разрешено проводить только школам, имеющим особый статус (в Белгороде это лицей № 38).

И тем не менее большинство родителей спешат усадить детей за парты чуть ли не в пятилетнем возрасте, требуют от них усидчивости (которой на данном этапе развития попросту не может быть) и почти что каллиграфического письма. Добавим сюда же стремление выучить пару-тройку языков, ещё толком не зная свой собственный, и получим безрадостную картину: школьная жизнь ещё не началась, а ребёнок уже ненавидит всё, что с этим связано. И вместо радости от познания мира на него наваливается скука и нежелание учиться.

Исключить такой сценарий не только можно, но и нужно.

Есть другой вариант – не столь затратный и в финансовом, и в эмоциональном плане. При этом простой и проверенный временем. Его рекомендуют педагоги начальной школы.

Повальное увлечение родителей развивающими центрами она называет модной тенденцией. При этом подчёркивает, что в дошкольном возрасте у ребёнка преобладает игровая деятельность и нагрузки, не связанные с ней, сможет выдержать далеко не каждый.

О пользе общения и желании учиться

Одна из главных проблем современных детей, да и многих взрослых тоже, – неумение общаться. Принимая первоклашек, педагоги тратят много сил и времени на построение коммуникации внутри коллектива.

Вывод прост: научить всему этому будущего первоклассника должны родители. Но это при условии, что они сами владеют навыками коллективной коммуникации.

Ещё один важный момент: у ребёнка должно быть желание учиться. Сформировать его и грамотно поддерживать – тоже задача мамы и папы. Стоит ли говорить, что если день шестилетки расписан по минутам и он мечется между детсадом, спортсекцией и парой языковых курсов, вряд ли школа станет пределом его мечтаний.

Знания, с которыми ребенок должен прийти в 1 класс

Достижения в общем развитии Готовясь стать первоклассником, будущий школьник должен:

  • Назвать свое имя, отчество и фамилию.
  • Знать имена близких родственников и, конечно же, родителей.
  • Уметь рассказать о том, кем они работают.
  • Знать название улицы, на которой живет, назвать номер дома и квартиры.
  • Нелишним является знание номера домашнего телефона.
  • Знать в какой стране и городе он живет.
  • Различать времена года, помнить количество месяцев в году и их названия.
  • Помнить, сколько дней в неделе и назвать каждый из них.
  • Различать явления, происходящие в природе.

Кроме того, дошкольник должен уметь рассказывать любимые стихи, сказки или интересные истории, придумывать небольшие рассказы по картинкам. Дошкольник должен уметь отличать фрукты от овощей или ягод, деревья от кустарников, домашних животных от диких зверей. Будущий ученик должен знать названия растений, птиц или животных, которые распространены в той местности, где он живет

Уровень развития математических знаний Хорошо подготовленный к школе будущий первоклассник должен:

  1. Знать все цифры (от 0 до 9).
  2. Считать до 10, при этом не обязательно от единицы. Если ему назвать, к примеру, цифру 3, он должен продолжить числовой ряд.
  3. Называть в пределах 10 соседние с выбранной цифрой числа.
  4. Сравнивать числа в пределах десяти (больше, меньше).
  5. Знать названия таких геометрических фигур, как круг, квадрат и треугольник.
  6. Уметь оперировать такими понятиями, как больше, меньше или равно.
  7. Решать простейшие математические задачки на сложение и вычитание.
  8. Уметь выделять в отдельные группы предметы со схожими признаками (например, по цвету или форме).
Навыки чтения и письма Сегодня уже никого не удивляет тот факт, что большинство детишек, первый раз севших за школьную парту, умеют читать. Кого-то специально учили родители, а кто-то научился складывать буквы в отдельные слоги или слова самостоятельно.Дошкольник, которого можно назвать подготовленным к обучению в 1 классе, уже обладает некоторыми знаниями в области русского языка:

  • Различает согласные и гласные буквы.
  • Понимает, чем отличается буква от звука.
  • Умеет подобрать несколько слов на любую из букв.
  • Определяет, где находится та или иная буква – стоит в начале, в центре или же в конце слова.
  • Умеет разделять слово на отдельные слоги.

Если развитие мелкой моторики у будущего первоклашки соответствует его возрасту, то он хорошо владеет руками и к началу обучения в школе уже может:

    1. Удерживатьправильно в руке карандаш, ручку или кисть для рисования.
  • Обводить картинки по контуру, не отрывая карандаш или ручку от бумаги.
  • Рисовать прямые и волнистые линии, простые фигурки, может дорисовать по образцу половинку рисунка.
  • Дошколята аккуратно используют карандаши и краски при оформлении раскрасок. Они уже не вылезают за контуры рисунка.

Нюансы и особенности некоторых дисциплин, рекомендуемых к освоению дошкольнику

Если все, что было перечислено, вполне доступно родителям к самостоятельной реализации. Либо может быть проверено ими, если ребенок получает эти знания где-то в развивающей студии или детском саду, то отдельные моменты нуждаются в пояснениях.

Так, например, то же чтение, требует соблюдения ряда правил, которые позволят ребенку в будущем хорошо справится с этим навыком. Если же обучение будет построено неверно, то это приведет к тому, что ребенка придется переучивать, что вызовет дополнительный стресс у него и недоверие к авторитету взрослых. Такие же моменты есть и в других вопросах, рассмотрим их.

Произношение и развитие речи, — является основой для освоения грамоты, то есть чтения и письма. От ребенка требуется:

  1. четко произносить звуки (если есть проблемы с произношением необходима консультация логопеда);

  2. иметь хорошую артикуляцию;

  3. уметь выделять определённый звук в слове и находить его место в слове;

  4. определять количество и последовательность звуков в коротких словах, «кот», «дом» и т.п.;

  5. произносить слова по слогам.

Для того, чтобы ребенок это усвоил необходимо читать с ним и обсуждать прочитанное. Учить ребенка четко и последовательно выражать мысли, описывать прочитанное. Обязательно следует поощрять ребенка к высказыванию им развернутых фраз, уточнять детали прочитанного и просить высказывать свое мнение.

Математика и счет, ребенку желательно:

  1. уметь считать хотя бы до 20;

  2. иметь базовые навыки счета;

  3. иметь простейшие арифметические знания.

Для освоения математических премудростей и цифр необходимо считать с ребенком бытовые предметы, птичек, машины и вообще все, что может попасть под руку. Столкнувшись с возможностью решения простейшего примера, можно предлагать ребенку его решить, например, — «У меня одна конфета, а у тебя три. Сколько их всего?». Помимо арифметики это научит ребенка воспринимать задание на слух, что очень помогает в обучении.

Кроме этого надо учить ребенка написанию цифр, выкладывая их вместе с ним из камушков, рисуя палочкой на песке и используя традиционный метод – карандаш и бумагу.

Развитие мелкой моторики. Эти навыки лежат в основе обучения письму, но даже не это главное. Последние исследования указывают, что она влияет также и на развитие абстрактного мышления и памяти. От ребенка потребуется:

  1. правильно держать ручку, карандаш и кисточку;

  2. уметь регулировать нажим и наклон при письме.

Для улучшения и развития навыков незаменимы лепка и изготовление поделок. Благо сейчас в материальном обеспечении рукоделия недостатка нет.

Чтение (возвращаясь к начатому с этого вопроса). Читать или не читать, должен ребенок — это уметь перед школой или нет?

Здесь однозначной позиции нет даже между педагогами. Однако на изучение азбуки в современной школе отведено не так много времени. Исходя из этого надо подойти к каждому случаю индивидуально:

Если родитель или кто-то из близких ему взрослых в семье, в состоянии проявить педагогические таланты и в игровой форме, ненавязчиво и весело научит ребенка буквам и сложению их правильно в слоги, а потом в слова – радуйтесь

В будущем навык ребенку очень пригодится и позволит совершить «успешный старт» в обучении;

Однако если этого нет, стоит с большим опасением и вниманием отнести к предложениям разных обучающих центров научить ребенка читать. Только имея отзывы от надежных свидетелей их профессионализма стоит доверять им обучение ребенка и то, необходимо лично проверять ребенка на правильность его обучения чтению

Если такая проверка затруднительна для родителя, лучше этого не делать. Педагог в школе способен научить читать ребенка правильно и если он пришел в школу не умея читать, что же, — значит хорошему педагогу придется поднапрячься;

Намного важнее научить ребенка понимать прочитанное. Для этого нужно читать ему больше хороших и нужных книг и рассказов. Обсуждать их с ним, просить пересказывать, отвечать на вопросы и спрашивать у него.

Как подготовить эмоционально

Главное — это эмоциональный настрой. Он влияет на дальнейшее желание ребенка идти в школу. Чтобы ребенок пошел в учреждение в отличном настроении, стоит выполнить некоторые рекомендации психологов и педагогов.

  1. Летом поразыгрывайте сюжеты, которые представят школьные годы в лучшем виде. Разыграйте ситуации, в которых ребенку предстоит сделать выбор с кем общаться (и лучше, если это будет достойный «человек», пока ещё с маленькой буквы, ведь речь о первоклашках).
  2. Расскажите, к кому можно обратиться, если необходима помощь. Это позволит минимизировать вероятность того, что малыш растеряется в незнакомой обстановке, минимизировать негатив, связанный с такой ситуацией.
  3. Подготовьте ребенка к школе через игру. К примеру, счету возможно научить через конфеты (сложение и вычитание путем прибавления конфет на столе). Завлечь ребенка чтением можно путем покупки интересующей его книжки. Дочитать ее вместе с ним до интересного момента и уйти по своим делам. Скорее всего он среагирует правильно – попытается прочесть, чем закончилось дело.
  4. Если имеется возможность, то до школы нужно познакомить ребенка с первым учителем. Если он посещал подготовительные курсы, то коллектив уже сформирован, и его друзья по дополнительному уроку отправятся с ним в 1 класс.
  5. Стимулируйте желание пойти в школу за счет «классных» школьных принадлежностей. Пусть ребенок сам их выбирает при покупке. Если у малыша будут вещи, которые ему нравятся (тетради с красивыми обложками, рюкзак, пенал, яркие ручки), ему будет комфортнее в незнакомой обстановке. Да и желание похвастаться новинкой перед сверстниками сыграет свою положительную роль.

Что должен знать и уметь первоклассник?

Перечень требуемых знаний и навыков первоклассника в каждой школе может быть различным.

Однако, существует определенный минимум знаний, который мы сейчас и обсудим. Кроме того, мы изучим ряд вопросов, которые рекомендуется задать ребенку накануне 1 сентября.

Итак, что нужно знать первокласснику?

  • Свое ФИО, дату рождения;
  • имена всех членов семьи;
  • кем приходятся ребенку;
  • номер домашнего телефона, адрес.

Ещё желательно, чтобы ребенок умел:

  • называть весь алфавит в правильном порядке;
  • различать согласные и гласные буквы;
  • считать до 20 и обратно;
  • различать цвета и оттенки;
  • различать право, лево, прямо, назад, вперед;
  • называть основные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, ромб);
  • ориентироваться во времени;
  • различать времена года, месяцы, дни недели;
  • различать понятия: «выходной», «рабочий (учебный)» и «праздничный» день.

Отдельного внимания заслуживают правила поведения.

Итак, первоклассник должен:

  • правильно здороваться. По отношению к учителям и другим взрослым не должно быть никаких «Здрасьти», «Привет» и так далее.
  • вежливо прощаться;
  • не вмешиваться в разговоры взрослых;
  • правильно просить взрослого помочь и благодарить за оказанную помощь;
  • разговаривать ровно, спокойно, без сильного повышения голоса;
  • говорить «Пожалуйста» при просьбе;
  • правильно извиняться в случае оплошности;
  • следить за аккуратностью, чистотой и порядком.

Кстати, к списку тех вещей, что нужны будущему первокласснику, нужно обязательно прибавить:

  • бумажные платочки;
  • влажные салфетки;
  • для девочки добавить зеркальце и расческу.

Если у вас первоклассник

Он должен знать, что:

  • девочку и уж тем более женщину нужно всегда пропускать вперед;
  • перед девочкой нужно открыть дверь;
  • девочке нужно помогать на переменах, дежурствах и так далее.

Если у вас первоклассница

Она должна:

  • всегда следить за своим внешним видом;
  • уметь правильно отреагировать, если мальчики обижают (дергают за косички, отнимают вещи и так далее).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector