20 упражнений для автоматизации шипящих звуков у детей

Артикуляция согласных звуков

Подобная группа звуков ставится на правильном выдохе. Таким образом можно исправить легкие дефекты речи. Эти звуки произносятся с большей силой и яркостью, в отличие от разговора. Воздух при вдохе не должен задевать связки и не стелился в полости рта.

Таблица согласных звуков:

Звук П получается в момент размыкания губ. Следует с закрытым ртом вобрать воздух. Затем с помощью нижнего дыхания нужно разомкнуть губы силой давления воздушного потока.

Звук Б образуется таким же методом

Важно не добавлять при этом гласные звуки

Т произносится при участии языка. Воздух направляется на язык и не задевает связки.

Звук Д произносится также с участием языка. Кончик языка упирается в небо, после этого при давлении воздуха он срывается вниз.

Произношение звука Х получается после приближения задней части языка к мягкому небу. Образуется при легком выдыхании через гортань.

Звуки К и Г образуются при смыкании задней части языка с мягким небом. Поток воздуха должен быть резким.

При произношении звука Н язык должен с силой прижиматься к небу. Кончик давит на слегка приоткрытые верхние зубы, а губы слегка приоткрыты горизонтально. Воздух направляется не в нос, а на конец языка.

М произносится если зажать ноздри. В этот момент гортань расширяется, а струя воздуха разрывает губы.

В и Ф возникают практически одинаково. Верхняя губа слегка поднята, зубы немного обнажены. Нижняя губа должна в этот момент касается верхних зубов. Поток воздуха как бы процеживается между зубами и губами.

Чтобы произнести звук Л язык подтягивают к небу. Дальше нужно пустить мощный поток воздуха на переднюю часть языка.

Звук Р образуется при вибрации передней части языка.

Шипящие звуки

При произношении звука Ш зубы должны быть обнажены, а губы раскрыты. Отверстие между зубами при этом небольшое. Язык ненужно прижимать, он обязан быть свободным. Поток воздуха направляется на нижние зубы. Шепелявость проявляется при прижатии нижней губы к зубам. Также явление возникает, если нижняя челюсть выступает вперед.

При звуке Щ положение ротовой полости идентично Ш, однако передняя часть языка располагается ближе к зубам. Для правильного произношения необходим мощный и протяжный выдох.

Чтобы образовать звук Ж нужно обнажить зубы, и раскрыть губы. Пространство между зубами относительно небольшое. Язык приподнимается, но не касается неба и зубов. Потребуется небольшая струя воздуха.

При звуке Ч губы немного раскрыты. Ненужно прижимать нижнюю губу к зубам. Пространство между зубами очень мало, а язык располагается ближе к верхним зубам. Нужен мощный выдох с помощью короткого движения диафрагмы.

Свистящие звуки

Для произношения звука С язык немного приподнимают к зубам. Губы раскрываются, при этом нижняя немного отстает от зубов. Это поможет исключить шепелявость. Выдох обязан быть сильным и протяжным, а поток направляется на подбородок

Важно не располагать кончик языка между зубов

При звуке Ц язык приближен к верхним зубам. Ненужно прижимать нижнюю губу к зубам, тогда проявится шепелявость. Направление короткого и мощного выдоха должно быть на подбородок и нижнюю губу.

Чтобы произнести З расположение ротовой полости должно быть, как при С. Количество воздуха незначительное, а струя опускается вниз. В этот момент кончик языка слегка колеблется.

Как заниматься с ребенком дома

Все эти упражнения помогают укрепить мышцы артикуляционного аппарата, выполняют их ежедневно, перед зеркалом, сначала в медленном темпе. Начинают с 3-5 повторов. Затем темп ускоряют, постепенно доводя до 10 количество повторов каждого упражнения. Можно приобрести для малыша специальное зеркало с увеличением или разрешить ему заниматься перед большим зеркалом.

Если ребенку сложно осилить сразу весь комплекс, разбейте его на 2-3 части с небольшим перерывом. Главное, чтобы ребенок не терял интереса к занятиям. Когда губы и язык получили достаточную разминку, начните вместе с ребенком повторять слова.

Шуба, шишка, шутка, шепот, шапка, шарик, шарфик, шкаф, шило, шелк, шелест, широкий, школа, шляпа, шаг, шипеть, широкий.

Жаба, желудь, жадина, жук, лужа, жало, лыжи, жираф, пиджак, жар, жидкий, ждать, желтый.

Учите ребенка произносить звуки в словах четко и внятно, не забывайте следить за собственным произношением. Если вы планируете заниматься с ребенком самостоятельно, найдите опытного логопеда и сходите с малышом к знающему специалисту хотя бы на пару приемов, поскольку необходимо точно знать, в каком направлении двигаться.

После того, как ребенок научился произносить отдельные звуки, следует закрепить результат. Автоматизация звука «ш» в игровых упражнениях происходит при повторении слогов и слов с проблемными звуками.

Постановка от других звуков

Способ подходит для детей с нормальным произношением других фонем, от которых можно поставить Ш:

  1. Через С. Произносим долгий «с-с-с» или протягиваем «с-а-а-а», фиксируем полученное положение языка. Во время произнесения шпателем или пальцем приподнимите кончик языка выше и придержите его за верхними зубами так, чтобы он задел альвеолы. Попросите ученика выдохнуть воздух, сохранив положение языка, и увидите, как «са» поменяется на «ша»;
  2. Через Т. Медленное проговаривание фонемы с добавлением придыхания «т-т-т». Постепенно учим удлинять воздушную струю и не задевать язычком бугорки на небе;
  3. Через Р. Редкий способ по причине того, что эта фонема обычно дается детям еще сложнее, чем шипящие. Держим рот открытым и произносим беззвучное Р. Останавливаем вибрацию с помощью черенка чайной ложки, в результате чего получаем шипение. С каждым разом все меньше используем ложку, таким образом приучая ребенка держать зубы вместе и произносить Ш автоматически.

Всегда начинайте с артикуляционной гимнастики — язык должен быть подготовлен к сложной работе. Разминка — не менее 5 минут. Общая длительность занятий не должна превышать 25 минут, в ином случае дети быстро теряют интерес.

Порядок постановки шипящих

Если ребенок страдает плохим произношением только какого-то определенного шипящего (ш, ч, ж, щ), понятно, что работать нужно над постановкой одного звука. Но, как правило, у дошкольников происходит искажение произношения одновременно нескольких шипящих

Тогда родителям важно знать, с какого звука, в первую очередь, начинать. Специалисты определяют соответствующий порядок и предупреждают, что каждый звук надо ставить индивидуально, причем начинать с самого доступного, постепенно переходя к более сложному

По мнению логопедов, порядок постановки нескольких звуков зависит от физиологии дошколят: сначала ставится шипящий ш, потом ж, далее ч и щ. Однако, могут быть изменения в последовательности постановки, так как все зависит от индивидуальных особенностей, определить которые может только специалист.

Постановка звука Ш

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук ш.

Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука
ш; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука ш различными способами.

1. По подражанию:

— ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами
( ветер шумит, змея шипит, воздух выходит из лопнувшего шарика и т.п.); одновременно
используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные)
ощущения.

2. От артикуляционного уклада:

— ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную
воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться
нормированный звук.

3. От опорного звука:

— ребенку предлагается слегка приоткрыть рот, в медленном темпе 4- 6 раз произносить
с придыханием звук т, ударяя кончиком языка в бугорки (альвиолы) за верхними зубами;
постепенно учим ребенка плавно удлинять выдыхаемую струю и не ударять кончиком языка
в бугорки, а только поднимать к ним широкий кончик языка.

4. От опорного звука с механической помощью:

— ребенку предлагается длительно произносить звук с (передние зубы все время
видны) шпателем аккуратно поднимают широкий язык за верхние зубы и слегка отодвигают
его назад – к альвеолам (края шпателя при этом находятся примерно на уровне четвертых
резцов); затем добиваются этого умения у логопата уже без механической помощи;

— ребенку предлагаем приоткрыть рот, длительно, без голоса ребенок произносит
звук р и кончиком шпателя, поднесенного к подъязычной уздечке, логопед останавливает
вибрацию передней части языка – слышим шипение; после нескольких повторов можно
вызвать шипение, едва поднеся шпатель к подъязычной уздечке; затем убрать его и,
сближая зубы, добиться правильного звучания ш.

Приемы постановки звука Ш.

· С начала нужно научиться делать широким языком «чашечку»

Затем предложите
упражнение: осторожно донести «чашечку» с чаем. Для этого широкий язык переводим
за верхние зубы, здесь нужно быть внимательным, чтобы широкие краешки язычка прижались
к коренным зубам сверху, не пропуская по краям воздух

Кончик же языка, наоборот,
образует небольшую щель между небом. Попросите малыша с некоторым усилием выдохнуть
тёплый воздух. Запомните, что при отработке этой буквы горлышко «молчит». Если малыш
все сделал правильно, вы получите звук Ш.

· Язык малыша должен находиться вверху, но не упираться в зубы. Зубки пусть разомкнет
немного, губки соответственно приоткрыты, их необходимо напрячь. Кроха с силой выдыхает
и произносит звук Т мягкий, как бы имитируя движения паровоза. Можно попробовать
на выдохе повторять : ать- ать-ать.

Исправление звука /Ш/ на базе звука /Р/.

Ребенок произносит звук /Р/ без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха,
пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение. При повторных упражнениях
звук /Ш/ получается без предшествующего произнесения звука /Р/. Шипение можно получить,
если прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка, затормозив вибрацию языка.

Исправление звука /Ш/ от слога «кш».

Предлагаем ребенку приоткрыть рот. Логопед вводит в рот ребенку шпатель горизонтально
и просит положить широкий язык на шпатель. Предлагается произнести слог «кш». Шпатель
можно заменить чистым указательным пальчиком ребенка

Если звук /Ш/ получается четко,
осторожно убираем шпатель (пальчик), продолжая произносить «кш», затем «ш»

Техника выполнения

  • начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно;
  • лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут;
  • не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз;
  • каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд;
  • артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как у ребенка в таком положении ровная спина, а тело не напряжено;
  • по мере того, как ребенок освоит упражнения и начнет их выполнять правильно, зеркало можно убрать;
  • артикуляционные упражнения следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить четко и правильно звуки С, З, Ц;
  • гимнастику для органов артикуляции рекомендуется проводить и на этапе автоматизации звуков в речи, как разминку перед речевыми играми.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Логопед: Здравствуй! Сейчас у нас с тобой логопедическое занятие. На этом занятие мы будем учиться с тобой шипеть.

2. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Каждое наше занятие начинается с выполнения артикуляционной гимнастики. Я проговариваю стихотворение – ты выполняешь упражнение.

а) «Улыбка»: уголки потянем к ушкам, улыбнемся, как лягушка.

б) «Заборчик»: широко мы улыбнемся, зубки видно, не смеемся.

в) «Дудочка»: губки тянем мы вперед, наша дудочка поет.

г) «Окошко»: греет солнышко немножко, вот открыли мы окошко.

д) «Чистим верхние зубки»: у слоненка зуб болит, лечит доктор Айболит.

ё) «Маляр»:старательно красим: назад и вперед, давайте покрасим скорей потолок!

ж) «Грибочек»: на полянке под осиной рыжий гриб на ножке длинной.

з) «Чашечка»: маме в чашку чай нальем и ни капли не прольем.

3. Упражнение на дыхание

Логопед: А ты умеешь играть в футбол? Давай сейчас с тобой сыграем?

Предлагаем ребенку ватный шарик, кладем его перед ребенком.

Предлагаем ребенку сделать «Трубочку» и подуть через нее на вату. Шарик должен попасть в импровизированные ворота.

4. Упражнение для мелкой моторики

Ребенок катает карандаш между ладонями, пальцами,приговаривая:

«Карандаш в руках катаю, между пальчиков кручу.

Непременно каждый пальчик быть послушным научу»

5. Постановка звука по подражанию

Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони.

Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1—2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук .

6. Постановка звука с механической помощью

Постановка звука на базе звука

Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук . Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение.

7. Физминутка

Логопед: Я смотрю ты устал давай с тобой немного отдохнем.

Наши игрушки вдруг оживились

И в волшебных они превратились.

Вправо и влево качается мишка.

Вдруг пробежала шустрая мышка.

Вот потянулась пушистая кошка.

Мы поиграли с тобою немножко!

8. «Поймай звук »

Логопед: А давай с тобой поиграем. Как шипит змейка? Все змейки издают такой звук: ш-ш-ш. Приготовь свои ладошки и слушай меня внимательно, если услышишь песенку змейки ш-ш- ш, тогда хлопай.

Ш-Ф-Р-Ш-З-П-Ш-С-М-Ш-Х-С-Ш-Ж-Ш

9. Игра «Чего не стало?»

Логопед: Сейчас я покажу тебе картинки. Внимательно рассмотри их, назови и запомни. Далее ты закроешь глаза и я уберу одну картинку, а когда откроешь глаза должен сказать, какого изображения не стало.

10. Игра «Один-много»

Логопед: Помоги змейке добраться домой. Иди по дорожке и называй картинки, которые попадаются на пути. Это шапка, а много чего шапок? Правильно, много шапок.

Ребенок образует форму каждого слова, ориентируясь на вопрос логопеда.

11. Анализ занятия.

Логопед: С каким звуком мы сегодня играли? Что у тебя получилось хорошо на занятии? За что ты можешь себя похвалить?

Массаж лица

Как отдельный элемент массаж особым фактором не является, но совместно с артикуляционной гимнастикой и голосо-речевыми тренингами оказывает положительное влияние на правильную постановку речи.

Делая массаж проговариваем свои движения:

Мягко поглаживая над бровями пальцами рук, произносим: «Так себя мы любим, так себя голубим». Далее поглаживая вдоль носа, говорим: «Славный носик, такой у нас курносик». Массируем около губ, щечки до ушей:» Наш улыбчивый роток, говорунчик еще тот»

Делаем мягкое постукивание пальцами по тем же участкам лица. Встречными и противоположными движениями. Постоянно общаемся с ребенком: «Мы красивые! Мы счастливые! Вот как мы себя поласкали!»

3 этапа постановки звуков Ш и Ж

Постановка звука Ш поэтапно происходит в три действия. Сначала кратко охарактеризуем каждый этап. Более подробно разберем их ниже.

  1. Подготовка. Во-первых, тренируем верную артикуляцию для Ш. После, чтобы научить ребенка говорить шипящие, используем речевой комплекс.
  2. Постановка. Во-вторых, работаем над закреплением проговаривания Ш и Ж в словах. Ребенок воспроизводит шум дождя, шипение змеи, выход воздуха из пробитого колеса и т.д. Предлагаем ребенку повторить и запомнить скороговорки с шипящими звуками.
  3. Автоматизация. В-третьих, добиваемся механического произношения Ш.

Для этого предлагаем использовать следующие игры:

  • Игра-соревнование: дети играют со взрослым, по очереди называя все известные слова, начинающиеся на букву Ш или Ж.
  • Для второй игры берем книгу, в которой много картинок. Ребенок называет по картинкам все предметы, в которых есть Ш или Ж.
  • По аналогии с картинками, можно называть все встречающиеся предметы на улице, в которых есть буквы Ш или Ж.
  • Эта игра на слуховое восприятие. Взрослый называет разные слова, а ребенок повторяет те, в которых встречаются Ш и Ж.

Рассмотрим подробно каждый этап постановки шипящих согласных.

Обучение малыша правильному выговариванию

Родители, чьи дети неверно произносят шипящие звуки, интересуются тем, как научить ребенка выговаривать букву Ш в домашних условиях. Логопедами разработаны упражнения, которые помогают справиться с такой проблемой. Занятие состоит из двух этапов: разминка и постановка звука. Чтобы артикуляционная гимнастика дала скорый положительный результат, требуется выполнять ее ежедневно по 5-10 минут.

Необходимо проявлять старание и настойчивость, хвалить малыша за успехи, поощрять его выполнять упражнения.

Разминка

Прежде чем приступить к выполнению основного комплекса, необходимо провести разминку. Это нужно для подготовки ротовой полости к постановке звука Ш.

Разминка состоит из ряда таких простых упражнений:

  • язык положить на нижнюю губу. Зафиксировать такую позицию на 15 секунд;
  • сделать из языка подобие чашечки. Задержаться в подобном положении на 10 счетов. Расслабиться. Снова сделать из языка чашечку. Это упражнение хорошо тренирует мышечные ткани;
  • выполнять цоканье языком. Делать это следует медленно, растягивая процесс;
  • сформировать чашечку языком, плавно опускать и поднимать ее. Выполнять такое движение необходимо медленно, плавно;
  • поочередно произносить звуки О и У, максимально жестикулируя губами (делая из них большой круг, складывая их в трубочку);
  • сделать из губ узкую трубочку, а затем широко улыбнуться;
  • плавно поднимать язык к верхней губе и опускать к нижней;
  • челюсть сомкнуть, губы вытянуть вперед и сформировать ими подобие прямоугольника. Задержаться в такой позиции на 10-15 секунд;
  • облизывать верхнюю губу. Это тренирует верхний подъем языка.

Подготовить ребенка к постановке звука Ш может дыхательная гимнастика. Она учит малыша формировать правильную воздушную струю.

Суть дыхательной гимнастики заключается в выполнении следующих упражнений:

  • дуть на перышки, свечи, вертушки;
  • пытаться задуть пенопластовый шарик или кусочек ватки в созданные для этого ворота (можно использовать картонную коробку);
  • распластать язык на нижней губе. Подуть на высунутый кончик таким образом, чтобы воздушная струя прошла по центру;
  • на кончик носа положить шарик из ватки. Выдвинуть нижнюю губу вперед и подуть вверх. Нужно убрать ватку с носа без помощи рук, при помощи воздушного потока.

Рекомендуется выполнять все упражнения перед зеркалом. Во время обучения можно включать детские песенки, рассказывать интересные истории.

Постановка звука

Выполнив дыхательную и артикуляционную гимнастику, можно приступать к постановке шипящих звуков. Существуют разные упражнения, которые ориентируют ребенка на правильное произношение слов с буквой Ш.

Эффективный комплекс для борьбы с нарушением речи:

  • свободный полет. Сделать из языка чашечку и постараться высунуть ее изо рта. На нос необходимо положить небольшой кусочек ватки. На выдохе воздух будет отталкиваться от стенки языковой чашечки и подниматься вверх, убирая ватку. Это упражнение очень простое и действенное. Его особенно рекомендовано выполнять детям с шепелявостью;
  • движущаяся чашка. Языком сформировать чашечку и начать ею двигать: поднимать и опускать края;
  • пирожок. Открыть рот и расположить язык на нижней губе. Приподнять боковые стенки языка так, чтобы образовывалась впадина по центральной оси. Задержаться на 5-10 секунд. Упражнение направлено на укрепление мускулатуры языка, делает более подвижными боковые его стенки;
  • корабль в море. Сложить язык в форме чашечки, поднять его и задержать на 1-3 секунды, затем опустить и зафиксировать в таком положении на короткое время;
  • улыбка. Открыть рот и широко улыбнуться. Вытянуть язык вперед, кончик положив на нижнюю губу, а боковыми стенками касаясь уголков рта. Задержаться в таком положении на несколько секунд. Упражнение хорошо расслабляет язык. Оно помогает в постановке не только звука Ш, но и Ж;
  • качели. Открыть рот и улыбнуться. Язык должен быть расслабленным, лежать плоско и широко. Выполнять попеременно следующие движения языком: потянуться к потолку, в стороны, к верхней и нижней губе, коснуться резцов, залезть между зубами и губой, дотронуться кончиком до альвеол;
  • маляр. Приоткрыть рот, слегка улыбнуться, расслабить губы и зафиксироваться в таком положении. Представить, что кончик языка – это кисть маляра, а небо – стена, которую нужно раскрасить. Языком необходимо двигать от гортани к зубам и обратно, не выводя его за пределы ротовой полости. Упражнение помогает усилить контроль языка.

Для произношения сложных звуков важна не только постановка, но и автоматизация. Поэтому когда ребенок научится произносить Ш, нужно будет перейти к закрепляющим упражнениям.

Упражнения

В первую очередь, нужно делать артикуляционную гимнастику для звука . После его постановки звук получится автоматически с добавлением голоса.

Каждое задание выполняется после показанного примера родителем или педагогом, желательно перед зеркалом. Комплекс длится около 5 минут, на одно упражнение тратьте не меньше 10 секунд. Если речевой дефект в тяжелой степени, повторяйте все задания по 3-4 раза в день, при слабо выраженном сигматизме одного урока в сутки будет достаточно.

Бублик

Цель: тренировка мышц губ.

Техника: зубки плотно сомкнуть, губы округлить и вытянуть вперед, чтобы резцы были видны. Фиксируем положение на 5 секунд. На первых занятиях можно предлагать детям удерживать пластмассовый бублик между зубами или карандаш.

Используйте веселое стихотворение вместо счета:

Бублик зубками схватили,
Губки плавно округлили.
Закрывать их нам нельзя,
Бублик выпадет тогда.

Месим тесто

Цель: массаж языка, тренировка умения просовывать тонкий язычок в межзубную щель.

Техника: губки раздвинуты в широкой улыбке, между зубами небольшая щель. Язык нужно расслабить и распластать. Протолкнуть кончик через межзубную щель наружу. Зубы активно покусывают его, мешая проходить. Постепенно продвигаясь вперед, язык становится тонким и широким. Двигайте органом до предела, затем верните обратно в рот, продолжая покусывать.

Блинчики

Цель: расслабить мышцы язычка, научить ребенка удерживать небольшую щель между верхним и нижним зубным рядом.

Техника: язык распластать и положить на нижнюю губу в расслабленном состоянии. Он не должен дрожать. Губки растянуть в улыбке так, чтобы зубы были видны. Считаем до 10.

Вкусное варенье

Цель: тренировка широких и ритмичных движений языка.

Техника: рот приоткрывается, широкий язык облизывает верхнюю губу, двигаясь сверху вниз. Челюсти остаются без движения. Облизывать из стороны в сторону неэффективно для ослабленных мышц.

Чашечка

Используется после полного освоения заданий “Блинчики”, “Вкусное варенье”.

Цель: обучение мышц язычка принимать форму чашки.

Техника: расслабить язык внутри ротовой полости, приподнять над нижним небом, свернуть боковые части внутрь тела языка. Можно представить, что на язык налили воду и нужно ее удержать. Считаем до 10.

Стих для упражнения “Чашечка”:

Чашки чистые возьмем,
Чаю мы себе нальем,
Сладкий чай мы будем пить
А потом посуду мыть.

Качели

Цель: тренировка навыка быстрой смены положения языка.

Техника: рот приоткрывается нешироко, губы улыбаются, зубы видны. Язык укладывается на нижнее небо в расслабленном состоянии, кончик упирается в зубы. Считаем до 5. Поднимаем широкий язычок наверх, цепляем кончик за внутреннюю стенку верхних зубов. Считаем до 5. Смена положения продолжается 4-5 раз

Важно удерживать челюсть и губы без движения

Грибок

Цель: тренировка подъязычной связки.

Техника: рот широко открывается, язык стремится наверх, присасывается к верхнему небу. Кончик фиксируется у передних зубов.

Фокус

Цель: обучить подавать воздушную струю по средней части языка.

Техника: губы улыбаются, слегка вытянуты вперед. Открываем рот, вытягиваем шею. Кладем на нижнюю губу передний края язычка. Тело языка создает желобок, боковые края прижаты к центру. На нос положить ватку. Ребенок дует, направляя воздух наверх по желобку. Если задание выполнено верно, ватка улетит в сторону. На выдохе можно пытаться шипеть как змея.

Парус

Цель: формирование навыка удерживать язычок внутри ротика.

Техника: губки улыбаются, ротик немного приоткрыт. Язык заводится за верхний зубной ряд, удерживается в напряженном состоянии 5-10 секунд.

На заметку! Вместо счета читайте с дошкольниками стих:

Ветер дует в паруса,
Нашу лодку мчит, куда?
1, 2, 3, 4, 5.
Кто тут сможет угадать?

Причины нарушения произношения звука Ш

Если ребенок здоров, не имеет проблем со слухом и интеллектуальным развитием, то причинами искажения произношения звука Ш могут быть следующие факторы:

  1. Дефектное речевое дыхание. Ребенок говорит тихо, часто прерывается, окончание фраз сжевывается из-за недостатка воздуха в легких. Звукопроизношение искажается из-за затрудненного дыхания при разговоре. Проблему можно выявить по тому признаку, что пациент, разговаривая, выдыхает воздух через нос резко, с шумом, также на половине фразы добирает воздух короткими вдохами. При указанной проблеме возможны занятия дома. При ежедневных упражнениях, длящихся около 5 минут, положительного результата можно добиться через месяц.
  2. Дефектный речевой слух. В этом случае пациент не различает сходные по звучанию слова. Причем он полагает, что говорит правильно, так, как говорят окружающие люди. Из-за нарушенного фонематического слуха возникают трудности во время учебы в школе. Чтение и письмо даются школьнику с трудом, нередко развивается заболевание дислексия. Развитие фонематического слуха начинается еще на этапе внутриутробного развития, поэтому беременным женщинам рекомендуется беседовать с находящимся в животе плодом. Завершается развитие слуха к 4 годам, и если ребенок к этому возрасту все еще искажает произносимые звуки, то нужно вести его к педиатру и логопеду.
  3. Слабость артикуляционного аппарата. Четкость звукопроизношения определяется уровнем функциональности артикуляционной системы и качеством работы органов полости рта. При дефектном расположении и слабости органов ротовой полости произношение звуков искажается. Речь идет об аномальном прикусе, неправильном строении неба, кривом росте зубов. Все это факторы, приводящие к дизартрии. Для нормализации произношения требуется развитие языковых и лицевых мышц.
  4. Аномальное строение уздечки. У каждого человека длина уздечки – перепончатой полоски ткани под языком, индивидуальна. Но ребенок может столкнуться с дефектами речи, если уздечка слишком короткая, из-за чего язык не дотягивается до неба, не вытягивается изо рта на достаточную длину. У детей младшего возраста проблема проявляется нарушением сосательной функции, у детей постарше – формированием неправильного прикуса. Исправление проблемы сначала хирургическое (подрезание в стоматологической клинике), затем логопедическое. Обычно на операцию отправляют маленьких пациентов, у которых уздечка такая короткая, что язык практически не может подняться. Если же проблема не такая серьезная, то бывает достаточно логопедических занятий по разработке подъязычной связки.

Постановка звука «ж»

Во время занятий логопед может осуществить постановку любого проблемного для ребенка звука. Проводятся артикуляционные упражнения, позволяющие малышу понять, как должны быть расположены язык и губы при правильного произношения шипящих. Голосовые связки во время произношения необходимо привести в состояние напряжения. Губы слегка выдвигаются вперед и округляются. Кончик языка прикладывается к передней части неба, формируя небольшую щель. Во время произношения звука «ж» воздушную струю легко ощутить, поднеся ко рту ладонь. Перед упражнениями тренируется произношение звука «ш», так как он считается одинаковым с «ж» по артикуляции.

Упражнения

Практика налаживания функции речевого аппарата включает в себя выполнение специальных упражнений. К наиболее действенным из них относят:

  1. Язык следует положить на нижнюю губу. При выдувании воздуха он должен образовать желобок в серединной части.
  2. Игра с изображениями помогает развить ассоциативное мышление. Доктор демонстрирует несколько картинок, а ребенок должен выбрать те, на которых присутствует определенный звук.
  3. Необходимо чередовать надувание щек со сдуванием. Через каждые 5 повторений делается небольшой перерыв.
  4. Осуществляются круговые движения с высунутым языком, как будто облизываются остатки мороженого или варенья с губ.

Гимнастика для постановки произношения

Артикуляционная гимнастика направляется на расслабление и напряжение мышц ротовой полости. В дальнейшем это отражается на речевых навыках ребенка. Гимнастика включает в себя следующие упражнения:

  1. Раскрыв рот, следует проводить языком по зубам, имитируя очищающие движения. Кончик языка не должен уходить внутрь и высовываться наружу.
  2. При раскрытой ротовой полости осуществляются касания по небу по принципу вперед-назад. Необходимо удерживать язык в напряженном состоянии.
  3. Следует приоткрыть рот, плотно прижав язык к небу. После этого рот раскрывается как можно шире. Цель такого упражнения заключается в растягивании подъязычной связки.
  4. Требуется растянуть рот в широкой улыбке, держа его приоткрытым. Язык при этом присасывается к небу, после чего – отрывается. Этот процесс сопровождается характерным щелчком.
  5. Язык всей поверхностью присоединяется к поверхности неба. Затем следует широко открывать и закрывать рот. Язык при этом не должен менять своего исходного положения.

Почему возникают проблемы с произношением шипящих

За процесс речевого развития отвечают определенные участки мозга. Если их работа нарушается, возникают сложности с произношением отдельных звуков. В большинстве случаев проблему провоцируют родовые травмы. Особую опасность представляют смещения костей черепа затылочной части или позвонков. В результате этого кровообращение в области головы замедляется. Клетки мозга не получают необходимое количество кислорода, что приводит к их разрушению.

Полученная во время родов травма может спровоцировать и ущемление подъязычного нерва или нарушения в ассоциативных нейронных связях слухового анализатора. Это отражается на способности распознавания и воспроизведения устной речи. Для правильного произношения отдельных звуков не менее важны жевательные и мимические мышцы. В некоторых случаях развитие речи у детей замедляется из-за травм, полученных после рождения (падение с дивана, удар затылком и т.д.).

Закрепление

После того, как ребенку удалось произнести звук «ш», важно закрепить результат, и автоматизировать процесс. Для этого создают специальную картотеку заданий для каждого малыша

Начинать нужно с простых слов и словосочетаний, в которых часто встречается проблемный звук. Можно также завести специальную домашнюю тетрадь для закрепления результатов, куда дети, начиная с 1 класса смогут записывать тексты с обильным содержанием буквы «ш»

Для этого создают специальную картотеку заданий для каждого малыша. Начинать нужно с простых слов и словосочетаний, в которых часто встречается проблемный звук. Можно также завести специальную домашнюю тетрадь для закрепления результатов, куда дети, начиная с 1 класса смогут записывать тексты с обильным содержанием буквы «ш».

Необходимо, чтобы ребенок не только фонетически правильно произносил звук «ш», но и верно его использовал в грамматике. При правильном написании и употреблении буквы, малыш и в разговоре будет стараться употреблять ее как нужно.

В такой тетради нужно дать задание на добавление окончаний в словах: Ната…(ша) пи…(шет), Тимо…(ша) хочет ку…(шать), Ма…(ша) собирает ланды…(ши).

Нужно научить ребенка создавать уменьшительно-ласкательную форму слов: дядя – дядюшка, кроха – крошка, ухо – ушко, пятно – пятнышко.

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Следует составить текст, где постоянно встречается буква «ш», слова нужно заменить картинками. Ребенок при прочтении будет стараться выговорить слова правильно

Важно сохранять для малыша развлекательную составляющую, тогда он будет воспринимать занятия как игру.

Существует богатый выбор стихов и чистоговорок, которые направлены на постановку звука «ш» у детей.

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Малыш должен уметь также правильно употреблять букву «ш» в правописании. Для этого ему нужно составлять предложения с проблемным звуком. Начать можно с простых односложных предложений, постепенно усложняя задачу.

Что нужно знать об автоматизации звуков?

Особенности развития речи таковы, что сначала ребенок начинает произносить изолированный звук. Правильное произношение в словах и предложениях детям дается сложнее и требует некоторых усилий. Например, часто можно встретить ситуацию, когда малыш ясно и четко шипит «Шшш», но вместо «шапки» продолжает говорить «сапка». Или в спокойном состоянии произносит слова правильно, а при эмоциональном возбуждении начинает «проглатывать» или заменять звуки. Это значит, что в коре головного мозга условно-рефлекторные связи сформированы не до конца. Для завершения процесса и доведения правильного произношения до автоматизма нужны тренировки.

Автоматизация шипящих звуков проводится поэтапно в определенной последовательности. Сначала делается постановка , детали которой можно узнать здесь.  После того как ребенок произносит отдельный звук верно, проводится его отработка:

  • в слогах;
  • в словах;
  • в предложениях;
  • в стихах;
  • в рассказах;
  • в самостоятельной речи.

Важно соблюдать именно такую последовательность. Нельзя переходить на следующий уровень сложности, если на предыдущем звук еще не отработан

Ребенок будет делать ошибки, и это может привести к формированию неправильных условно-рефлекторных связей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector